Древняя и средневековая Русь

Автор: . 05 Сен 2012 в 23:48

Помогите выбрать стратегию дальнейшей подготовки.У меня такая ситуация - общем и целом (по Владимировой) знаю до 19 века включительно,где-то хуже ,где-то лучше, но более-менее.Сейчас начинаю "добирать" знания по более солидным учебникам- и чувствую,что застреваю на древности, 20 век знаю плохо, не пойму,что делать.это повторение древности отнимает все мои силы-особенно всякие усобицы -Изяславы и иже с ними.Я параллельно сейчас учу 20-й век по Данилову Косулиной.Не пойму ,что делать-лучше бросить повторение и концентрироваться на 20-м веке или параллельно изучать 20-й век и серьезно повторять древность?

Рубрики: вести

Обсуждение
Отзыв tatjana 06.09.2012

Billie Jean…я думаю не нужно много времени уделять сыновьям и внукам Ярослава. Есть кодификатор…составьте план и повторяйте/изучайте по нему

Отзыв darja 06.09.2012

Ну вот после изучения по Владимировой чтения Изборника и почти идеального знания древнерусской литературы, я обязательно делаю какие-то ошибки в тестах именно в части А и В. Общее понимание и умение анализировать лучше-там проблем нет.Но вот эти постоянные ошибки в знание фактов,не охваченных справочником, меня очень огрчают.Как избавиться от них посоветуете?
Смотрите, делаю тест и там мне встречается Марфа Борецкая какая-то.Я прекрасно знаю историю Новгородского кн-ва,отношения с Литвой , даже даты правления Гедимина,Ольгерда и т.п., но в справочнике не говорилось конкретно про Марфу Борецкую и я уже просто попадаю в тупик при наличии ее имени в задании.И таких ньюансов множество.
Я с октября занимаюсь с репетитором.Проблемы- знания основного хода событий есть,есть способность делать часть С, но при этом стабильно 10-15 ошибок в части А -В, 20-й век в процессе изучения,но ошибки по более ранним векам я не пойму как ликвидировать,ошибки на ДЕТАЛИ И КАКИЕ-ТО МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ.Написать надо баллов на 80.
Прошлый год -50 баллов, вообще без подготовки, просто пошла и написала,опять же 50 баллов за счет незнания дат и незнания каких-то еще моментов,проверяемых в части А.
Мне сказали,что если выучить по Данилову -Косулиной все,то можно написать на высокий балл.Я сейчас начала повторять все изученное по Владимировой по Косулиной и чувствую,что я могу в этой древности погрязнуть.

Может, ньюансы надо непосредственно из тестов узнавать в процессе «набивания руки».Еще проблема- тесты , которые в зеленой книжечке ФБМ ЭКСМО 2010 я решаю очень хорошо, но начинаб делать какие-то еще -сразу много ошибок.
Посоветуйте сколько примерно вариантов примерных ЕГЭ я должна прорешать,чтобы еще набить руку на тесты?Или это не имеет значения -важны знания и все.

Отзыв tatjana 06.09.2012

Billie Jean
Марфа Борецкая — это НЕ МАЛО значительная личность. С ней связано одно из важных событий — присоединение к Москве Новгорода! Это как раз нужно знать…
А вот про усобицы детей Ярослава- забудьте ( если, конечно, история не станет Вашей профессией).
Про Марфу Вам написать? коротко?

Отзыв darja 06.09.2012

Нет,я уже выяснила у репетитора. Проблема в другом не конкретно в ней, а в том,что в справочнике многого НЕТ.И это мои потенциальные пробелы.
Потом есть вопрос, который тоже меня очень поразил.Предлагалось соотнести князей и митрополитов.Князей я знаю очень хорошо, но митрополиты попались те, которых я даже имен не знала — Макарий, Алексей, Исидор,Петр.
Я знаю митрополита Илариона, Иова.
Эти как-то не попадались

Отзыв tatjana 06.09.2012

есть учебник…10 класс.
Сахаров, например, ..
может справочник отложить подальше

Отзыв tatjana 06.09.2012

Я немного поняла:
Изборник…глубокие знания по древнерусской литературе.
Вероятно много «лишней» информации. Неправильно расставлены приоритеты: если есть репетитор…то у него должна быть программа,в соответствии с гос. стандартом образования. Почему 15 ошибок в блоке А тогда?
У моих учеников в А ошибок нет вообще…С — да, вызывает затруднение( и то далеко не все задания)

Отзыв darja 06.09.2012

Потом в тренировочных заданиях предагается назвать дату похода князей на Шарукань.Тоже не совсем понятно,откуда я должна ее узнать.

Есть такое задание, тоже очень странное.С6.
В период правления на Руси сыновей Ярослава Мудрого-Ярославичей на Руси шла бесконечная череда княжеских войн.Страна страдала от половецких набегов.Кто в это время правил на Руси ?
Назовите не менее 2- имен князей.В 1113 киевским князем стал Владимир Мономах-внук Ярослава .какие шаги были предприняты им для укрепления государства? назовите не менее 3-х фактов.

На этот вопрос в тематическом тесте я отвечаю на 2 балла, не на 3 , т.к. называю из тех,кто правил одного Изяслава.Видя,что дела плохи, я возращаюсь опять к древности и перечитываю и учу эти усобицы.Они не нужны? Такого у меня не спросят.

С репетитором я сейчас 20-й век прохожу.Проблема в том,что я решаю тематические задания и мне такое вот попадается и я не могу спокойно на это смотреть.

Отзыв darja 06.09.2012

Там есть еще задание в части А -при каком хане Орда приняла ислам,это потенциальная ошибка :( (
Есть задание в части А -битва у синих вод,битва на Ворскле.
У меня книга какая-то неадекватная ,я уже думаю?

Древнерусскую литературу я не для ЕГЭ читала — просто так сложилось, что ее я как раз хорошо знаю,всякие летописи,жития и т.п.

Отзыв tatjana 06.09.2012

Поход на Шарукань -это крестовый поход Мономаха- 1111. Дата известная
Задания С6. не понимаю…или тут два объеденные?
..и всё же ( не знаю послушаете ли Вы меня)..оставьте усобицы и учите 20 век

Отзыв tatjana 06.09.2012

Успокойтесь…найдите в нете версии ЕГЭ за 2008-2010 — прорешайте и Вам станет хорошо

Отзыв darja 06.09.2012

Меня интересует вот что.По древности до 17 века я должна знать

Рюрик
Олег
Игорь
Ольга
Святослав
Владимир
Ярослав Мудрый
Владимр Мономах
Мстислав Великий

Всяческие междуусобицы и личностей типа Святополка, Ярославичей по именам я знать не должна,тверских князей-тоже по именам знать не должна? Просто раз в учебнике они есть,значит, теоретически меня могут спросить по ним или нет?Кодификатор я видела,имею.Но это вопрос абстрактный,что именно спросят конкретно, я не предугадаю.
Есть книжечка зеленая ФИПИ -вот по ней ошибок почти нет, но начинаю решать тематические тесты,это просто какой-то ужас получается.

Отзыв darja 06.09.2012

Задания С6. не понимаю…или тут два объеденные?
..и всё же ( не знаю послушаете ли Вы меня)..оставьте усобицы и учите 20 век(с)
Я Вас послушаю,конечно.

Задание С 6- это оно одно такое.
Я Вам точно скажу название этой чудесной книги — Тематические тренировочные задания от ЭКСМО.Пономарев, Харлатури.

Еще вопрос.Получается, мне не нужно вообще учить по справочнику,если есть база и общее представление можно ли считать базой 50 баллов в прошлый раз?Мне надо сразу просто пройти все по ученику детально и все?

Отзыв tatjana 06.09.2012

Конкретно по детям и внукам Ярослава я бы посоветовала вот, что знать
1. Ряд Ярослава — механизм передачи киевского престола
Ещё при жизни Ярослав Мудрый установил порядок престолонаследия –«старшему в роду». В истории такой порядок называют «очередным», В.О. Ключевский назовёт его «лествичным»( от генеалогическая лествица).
Который и приводил к беспорядкам и усобицам

2. Кто такие половцы?
Усобицы внутри страны усугубились появлением нового опасного соседа на юге- половцы. Появились они в X в. в северо-западном Казахстане. На Руси впервые появились в 1061. Агрессивные, смелые, хорошо вооружены. Сначала государства у них не было, но к концу X в. появилось несколько орд- Лукоморская, Донская, Приднепровская. Совершили несколько походов на Русь ( 1093- выграли битву у Треполя и разграбили южную Русь, 1095- осадили Преяславль, но выиграл Мономах, 1096- половцы разграбили Киево-Печерский монастырь,письмо Мономаха Олегу). Но помимо самостоятельных походов половцы участвовали в усобицах на стороне того или иного князя. Например, Олег Гориславович нанимал их. Союзы скреплялись браками князей и степных принцесс.

3.Съезд князей в Любече 1097: решения и его значение.
тут я писать не буду….
В итоге князьям удалось примириться и добиться важного перелома в борьбе с половецкими набегами. В 1103 г. объединенные дружины Святополка киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников. Погибли 20 половецких ханов. В 1111 г. в верховьях Северного Донца -Шарукань — Владимир Мономах с союзниками нанес новое тяжелое поражение половцам. В результате наступательный порыв половецких ханов стал иссякать. Стороны все чаще строили свои взаимоотношения на договорных началах, нередко скрепляя их династическими браками.

4. Владимир Мономах
После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов.
1. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в «Русской Правды»( ростовщикам ограничил проценты не выше 20, ликвидировал непосильные долги, закупам разрешил уходить от господина для заработка на долг, запретил обращать смердов в холопов за долги).
2. воссоздал единство Руси. Жестко подавлял попытки сепаратизма- стремления к отделению, обособлению.
3. совершил ряд походов на половцев и на Дунай. Византия не хотела видеть Русь на Дунае и поспешила откупиться -среди богатых даров по легенде!!!!!! была шапка Мономаха.
4. В конце жизни написал знаменитое «Поучение». Мономах заказал монаху Сильвестру переписать Повесть временных лет…именно эта редакция дошла до нас. Оканчивается она «Поучением»
После смерти Мономаха во главе Руси встал его сын Мстислав. Он последний кто пытался удержать неизбежный процесс распада Руси -феодальную раздробленность

Ну всё…

Отзыв darja 06.09.2012

Еще вопрос.Что я должна знать по Орде.
Княжества Владимиро-Сузд., Новгородское, Галицко-Волынское.Полит устройство, геогр. полож, и т.п. князья ,что там правили.
Долгорукий, Большое Генездо, Андрей Боголюбский-с этими все ясно.
Но Ярослав Осмомысл ,Роман Мстиславич, Володислав Кормиличич ,Даниил Романович- эти товарищи мне нужны, должна ли я о них знать много и насколько много?
Даты правления ханов, внутреннюю ситуацию в Орде я должна знать?
Мне сказали,что есть информация,что добавят Литву и ее надо серьезно учить — так ли это? Что я должна знать про Литву?

Отзыв tatjana 06.09.2012

Billie Jean, и то я сомневаюсь, что в егэ будут вопросы про Шарукань и Треполе))))

Отзыв tatjana 07.09.2012

C чего начать? С Литвы?

Отзыв darja 07.09.2012

Начните с Орды.
Я включительно до Ивана Грозного НЕ ПОНИМАЮ, в каком объеме должна знать из-за решения таких вот тестов, которые создают странное впечатление.Дальше все гораздо прозрачнее.

Отзыв tatjana 07.09.2012

Орда
будет много

Во-первых,
Древнерусская литература откликнулась на монголо-татарское нашествие целым рядом выдающихся произведений, таких, как «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на Калке»

1.Образование монгольской империи

В начале XIII в. в Центральной Азии на территории от Байкала и верховьев Енисея на севере до пустыне Гоби и Великой Китайской стены на юге образовалось Монгольское государство (объединить несколько монгольских племён удалось хану Есугею).
Главным занятием монголов было кочевое скотоводство. С конца XII в у монголов шёл процесс разложения родоплеменного строя -начали выделяться знать -нойоны и багатуры и дружинники-нукеры. Они захватывали у общинников скот и пастбища. Начался складываться особый феодальный строй -кочевой феодализм, характерной чертой которого является феодальная собственность не на землю, а на скот и пастбища. Становление раннеклассового общества проходило здесь как обычно в кровавой междоусобной войне. В ходе этой борьбы победу одержал сын Есугея -Темучин, которго в 1206 г на курултае (общем съезде ханов) провозгласили Великим ханом –Чингисханом. Он провёл некоторые реформы ввёл Законы -Ясса.

Отзыв tatjana 07.09.2012

Причины монгольской экспансии

1. Характер кочевого государства. Развивающее кочевое государство не могло существовать только за счёт своих скудных и истощающихся ресурсов и было «обречено» на завоевание территорий более развитых соседей.
2. У кочевой знати (нойонов) появились потребности, которые она не могла удовлетворить за счёт эксплуатации рядового монгола ( у скотоводов не происходило выделения собственного ремесла, вот почему предметы роскоши, качественную одежду, оружие верхушка кочевого общества получает или в результате товарообмена или грабежа).

Отзыв tatjana 07.09.2012

Завоевание монголов. ( прочтите…думаю учить не нужно- но это важные факты для понимания причин успехов потом Бату)

К 1211 г. монголы завоевали землю бурят, якутов, киргизов и уйгуров, т.е. подчинили себе практически все основные племена и народы Сибири, обложив их данью.
В 1211 г. Чингисхан приступил к завоеванию северного Китая, которое было завершено лишь к 1234 г. Монголы в процессе завоевания заимствовали у китайцев различную военную технику, а также научились осаждать крепости при помощи стенобитных и осадных машин. Китайцы передали монголам и важную науку дипломатии. Монголы одними из первых стали придерживаться принципа неприкосновенности послов, беспощадно карая народы за нарушение этого принципа.
В 1218 г. татаро-монголы покорили всю Корею. После этого Чингисхан устремил свой взгляд на богатейшие государства Средней Азии. Цель Чингисхана — покорение городов Бухары, Самарканда, Мерва, Ургенча и других. Всё завоевание было совершено за 3 года — 1219-1221 гг. Монголы огнем и мечом прошли по Северному Ирану, вышли на Кавказ, разрушили несколько древних и богатых городов, разбили грузинские войска, проникли через Ширванское ущелье на Северный Кавказ и столкнулись с половцами. Половцы запросили помощи у русских князей.

Отзыв darja 07.09.2012

еще один вопрос.по какой литературе лучше готовиться?я сейчас имею намерение внимательно перечитать все учебники Данилова-Косулиной (7,8,9) класс, выучить оттуда все даты, даже не особо важные,все термины и знать все тексты источников, там упомянутых.этого не надо делать?
в качестве методички я использую книгу Фортунатова Коды Отчественной истории, там, мне кажется, наиболее адекватно указано, на что акцентировать внимание и перечислены все эти факты, в т.ч. мелкие.Это я беру за основу, и на основании этого учу уже по учебнику.
Еще есть очень много книг-оттуда и проблема, я во все их вникаю и не могу сконцентрироваться на том,что мне действительно важно.Есть коричневый справочник Зуева, Буганов,Зырянов ,Сахаров тоже есть…Чего только нет.

Отзыв tatjana 07.09.2012

Битва на реке Калка 1223. Первая встреча Монголии и Руси.
Страшное поражение союзных войск (половцев и русских). Главная причина этого в несогласованности действий, отсутствие единого командования, незнание мощи и хитрости монголов.
После победы монголы ушли на долгие годы из поля зрения, но сделать правильные выводы из поражения на р.Калке русские князья не сумели, распри не только не прекратились, но усилились, что окончательно подорвало силы Русской земли

Отзыв tatjana 07.09.2012

«Батыево нашествие»
Еще при жизни Чингисхан разделил огромную империю между сыновьями на улусы ( в переводе с монгольского -владение)

Улус Угедэя — собственно Монголия и Северный Китай,
улус Чагатая — Средняя Азия,
улус Джучи — пространства к западу и югу от Иртыша до Уральских гор, Аральского и Каспийского морей.
процесс распада великой империи ускорился. В начале XIV в. улус Джучи распался на Синюю и Белую Орду. Впоследствии за Белой Ордой, располагавшейся в бассейне рек Волги и Дона, в Крыму и на Северном Кавказе, закрепилось название Золотой Орды.

Бату или Батый( по-русски) –сын Джучи и внук Чингисхана. Именно он совершил завоевание Руси и присоединил его к Золотой Орде
В результате было установлено

МОНГОЛЬСКОЕ ИГО (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) – традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями-кочевниками с 1237 по 1480. (стояние на реке Угре –Иван III)

Было 2 похода на Русь и 1 в Европу

Отзыв tatjana 07.09.2012

1236-1238 Разгром Рязанского княжества. Рязань героически оборонялась, но, не получив помощи от других княжеств, через пять дней пала. Погибли князь Юрий Игоревич, его семья и все жители города, который монголы, разграбив, сравняли с землей. (Современная Рязань находится на месте старого Переяславля- Рязанского).
Разорение Владимирской земли. По замерзшей Оке (русла рек и служили кочевникам дорогами в зимнее время) воины Батыя вышли к Коломне, где встретились с остатками рязанской рати и дружиной владимирского князя во главе с его сыном, шедшим на помощь Рязани. Битва была ожесточенной, чему свидетельство гибель одного из чингизидов — хана Кулькана, но все же русское войско, значительно уступавшее по численности монгольскому, потерпело поражение.
После этого была взята и сожжена Москва, а в начале февраля 1238 г., по Клязьме, войска Батыя подошли к Владимиру. 7 февраля столица Северо- Восточной Руси пала, а 4 марта на р. Сити, где Юрий Всеволодович попытался собрать все силы своей земли, в ожесточенном сражении было разгромлено войско владимирского князя, а сам он погиб в «злой сече». Многие города и селения Владимиро-Суздальской княжества оказались разорены или сожжены завоевателями.
Попытка похода на Новгород. Затем, захватив после двухнедельной осады небольшой пограничный Торжок, монголы двинулись на Новгород, но, не дойдя 100 верст, повернули на юг. Видимо, понеся большие потери и учитывая наступление весенней распутицы, монголы решили не рисковать, что и спасло самый богатый город Руси от разорения. Местом сбора монгольских отрядов, шедших облавной цепью, был небольшой город Козельск. Семь недель он героически защищался, за что Батый прозвал его «злым городом».

Отзыв tatjana 07.09.2012

1239-1240 Отдохнув и набрав силы, весной 1239 г. монголы обрушились на Южную, а затем и Юго-Западную Русь. Пал до этого неприступный форпост южных рубежей Руси Переяславль, был захвачен Чернигов, а в декабре 1240 г. после ожесточенной осады Батыю удалось взять Киев. После этого монголы покорили Галицко-Волынскую Русь.
Поход в Европу. Затем монголы вторглись в Польшу, Венгрию и Чехию. Отдельные их отряды доходили до Адриатики, но сил для захвата Западной Европы уже не хватало. К тому же весной 1242 г. из столицы монгольской империи Каракорума пришла весть о смерти великого хана Угедея (он был третьим сыном Чингиз-хана) и Батый, так и не изведав ни одного серьезного поражения, срочно повернул свои войска обратно, опасаясь неблагоприятных для себя результатов выборов нового великого хана. Может быть эта смерть послужила ему предлогом для прекращения рискованного похода. Формальным же основанием для возвращения стал окончательный разгром половцев, ради которого, якобы, и велась вся военная кампания 1236-1242 гг.

Отзыв tatjana 07.09.2012

Причины поражения Руси:
-разобщённость русских войск и сил

-невозможность сопротивление татаро-монголам в связи с их военной организацией (комплексом военных приёмов, китайские инженеры, «зажигательные смеси», численное превосходство, штурмовые орудия, мобильность)

-структура и организация монгольского конного войска
— умелое тактическое руководство и стратегический талант Бату

Отзыв tatjana 07.09.2012

Форма зависимости.
Понятия
Ордынский выход- дань, которую Русь платила Золотой Орде и собирадась баскаками
Баскак- представитель ордынского хана на Руси, который осуществлял контроль за действиями князя, ведал сбором дани
Ярлык- ханская грамота, дававшая право русским князья властвовать в своих землях.
Ярлык на Великое княжение- грамота владимирскому князю.

После нашествия Русь попала в зависимость от монгольского государства, получившего в дальнейшем название Золотая Орда и простиравшегося от Карпат до Западной Сибири и Хорезма. Его столицей был основанный Батыем в низовьях Волги город Сарай. Монголы были обессилены, а кроме того, русские земли, покрытые лесом, казались кочевникам дикими и непригодными для скотоводства. Поэтому Русь сохранила свои внутренние порядки.

Ее экономическая зависимость ограничивалась:
- выплатой дани (т.н. «ордынского выхода»- дань Золотой Орде, которую до начала Х1У в. собирали специальные уполномоченные хана — баскаки),
- чрезвычайных поборов,
От налогов освобождалось только духовенство, а также ученые, врачи и нищие. Монголы провели перепись русского населения — «число», чтобы иметь возможность учитывать подворную дань.

Отзыв tatjana 07.09.2012

Политическая и военная зависимость. Изменилось положение князей. Ордынская власть поставила под свой контроль древнерусские нормы наследования власти: отныне князья ездили в Орду и получали там ярлык на княжения. Хан стал источником княжеской власти, а также назначением великого князя владимирского ханом, который становился для русских князей верховным сюзереном — «царем» по терминологии того времени. Первым князем, получившим в Орде ярлык на великое княжение стал брат погибшего Юрия — Ярослав Всеволодович
Кроме того русские воины по приказу верховного правителя вынуждены были участвовать в военных действиях на стороне монголов, зачастую далеко за пределами Руси.

Орда и русская церковь:
Установление ига изменило положение русской церкви. Она так же, как и князья, стала вассалом хана. Но вместе с тем русские иерархи получили возможность отстаивать свои интересы в Орде без мнения князя, что сделала их активными политиками на Руси. Этому способствовало и лояльное отношение монголов ко всем религиозным культам и их служителям. Церковь была освобождена от уплаты дани. Это и ставило русскую церковь привилегированное положение, но за это она должна была признать власть хана как данную от Бога и призывать повиноваться ей.

Отзыв tatjana 07.09.2012

Последствие монгольского завоевания
1.Экономические. Запустели земледельческие центры. Нашествие нанесло тяжёлый удар развитию производительных сил в городе. Преемственность в средневековом ремесле осуществлялось передачей секретов мастерства от отца к сыну, от мастера к ученику. Гибель многих ремесленников и увод большинства мастеров в Орду оборвало эту цепочку. Поэтому после нашествия утрачиваются многие производительные навыки. Нашествие подорвало, затормозило и деформировало развитие товарно-денежных отношений, развития купечества.

2.Социальные Резко сократилось население страны. Убиты, уведены в рабство. Уничтожены города (из 74 городов Руси ХIII в. 49 разрушены. При чём в 14 жизнь не восстановилась, а 15 превратились в сёла. Разрушена Рязань -восстановить не удалось, запустел Киев (осталось 200 домов). Разные категории населения несли потери в разной степени. Видимо, крестьянское население пострадало меньше (некоторые жили в густых лесах куда монголы не смогли попасть). Горожане гибли чаще. Много было уничтожено князей и дружинников -профессиональных воинов. Всё это привело к снижению темпов социального развития – этот процесс остановился. И светское феодальное землевладение начало возникать заново, после нашествия.
К тому же, русский город не стал «центром прогресса», ни в социально-политическом, ни в культурном отношении он не смог противостоять феодализму и деспотической власти, складывающимся на Руси. В средневековой же Европе «воздух города делал человека свободным». Главное же заключалось в том, что наряду с другими факторами, иго усилило проявление деспотической тенденции и способствовало формированию русского самодержавия.

3.Культурные:Монголо-татары увели ремесленников и зодчих в плен, убили, происходил постоянный отток материальных ресурсов в Орду (дань)- развитие культуры было невозможным. В результате нашествия пострадали и были разрушены многие памятники духовной и материальной культуры
(Десятинная церковь в Киеве, например)

4.Нарушение связей с другими городами Нашествие и иго отбросили русские земли назад в их развитии

Отзыв tatjana 07.09.2012

Среди историков есть два мнения на монгольское иго: одни считают, что иго носило отрицательный характер, другие видят в нём положительное начало
1. Мнение Отрицательные черты
-с этого времени началось отставание Руси от западноевропейских стран. Если там продолжалось хозяйственный и культурный прогресс, возводились прекрасные сооружения, создавались литературные шедевры, то Русь лежала, и ещё довольно долго, в руинах. Но благодаря героическому сопротивлению русского народа была спасена западная цивилизация
- иго не способствовало централизации Руси, её объединению, а наоборот препятствовало этому. В интересах монголов было разжигать вражду между князьями, не допускать их единства. Всё что происходило в эти годы на Руси было против воли русских людей.
2. Мнение Положительные черты
-укрепило государственный порядок, ослабило княжеские усобицы, заведения ямской связи –почты. Способствовало укреплению и развитию русской церкви, следовательно сохранению письменности и нравственности, церковной культуры

Ясно одно, что «Батыево нашествие» поделило историю Руси на два периода домонгольскую Русь и Русь после нашествия монголов.

Отзыв tatjana 08.09.2012

Главное тут вот что
Даты
битва на Калке
походы на Русь
рамки ига

термины: баскак, ордынский выход, ярлык

знать причины поражения и последствия нашествия
и решать задания по Орде…
написала много, но иначе не будет логической связи

Отзыв darja 08.09.2012

Я из этого всего не очень хорошо знаю про улусы завоевания Китая,Кореи.
Все остальное я знаю.Получается, мне ничего не надо учить оттуда-просто решать задания?

Отзыв tatjana 08.09.2012

да…просто задания…..
из всех улусов можно запомнить только один — улус Джучи
а вот про Китай — знать что именно дало монголам завоевания Китая…про Корею и якутов можно опустить

Отзыв darja 08.09.2012

спасибо огромное! я сейчас посмотрела вариант 2008 года, это детский сад по сравнению с теми заданиями,что я иногда делаю.
выходит, у меня неправильно ориентированная книжка с тематическим заданиями?

Отзыв darja 08.09.2012

Пожалуйста, посоветуйте, что учить про Литву и в каком объеме и правда ли,что как раз про нее добавят задания?

Отзыв tatjana 08.09.2012

думаю да ( но немного), Литва — была огромным государством и тесно связана с историей Руси/России. К тому же она наряду с Тверью и Москвой претендовала на роль объединительного центра

Отзыв tatjana 08.09.2012

Великое княжество Литовское (Литово -Русское государство)
1.Как образовалось
Западным землям Руси (прикрытым лесами и болотами и северо-восточными землями) удалось избежать нашествия Бату. Но угроза разорения нависла и над ними. Соседями западных земель были литовские племена. Многие из них были истреблены в XIII в крестоносцами, независимость сохранили лишь те, которые жили на берегах Немана. Они объединились и создали государство во главе встал литовский князь Миндовг (1230-1264)-отважный, но жестокий и коварный правитель. Его поддержала и русская знать Гродно, Пинска, Берестья и другие близлежащие западные земли Руси ( см карту).

Это новое государство стало русско-литовским и целью их объединения стало противостоять опасности как с запада так и с востока.
Это удавалось :
1262 г русско-литовские войска разбили Тевтонский орден, и нанесли поражения двум ордынским отрядам, пытавшимся проникнуть в земли Литвы. После смерти сына Миндовга- Войшелка в Литово-Русском государстве начались усобицы.

Расцвета Литово-Русском государство достигло при Гедимине. Он расширял государство -в Полоцк посадил брата, в Витебск сына- Ольгерда. И даже разорённое Киевское княжество признало в начале 30-х гг XIV в. власть Гедимина. Соперником литовского князя некоторое время оставалась Галицко_Волынское княжество, но Гедимин женил своего сына на дочере волынского князя. Так же он укрепил отношения с Венгрией и Польшей – выдав замуж за польского короля свою дочь. Установления власти литовского князя проходило в основном мирно, поскольку условия присоединения русских земель к Литве было в интересах и горожан и бояр и церкви. Именно при Гедимине государство стало называться Великое княжество Литовское со столицей в Вильно. Государственным языком был русский. В Европе Гедимина называли -королём Руси и Литвы.
После смерти Гедимина князем стал Ольгерд. При нём к княжеству присоединились –Северская, Черниговская и Подольская земли. После его смерти –начались усобицы и в результате у власти оказался сын Ольгерда –Ягайло и племянник Витовт.
Значение присоединения русских земель к Литве

Присоединения западных и юго-западных земель к Литве в целом имело положительное значение:
-русские княжества освобождались от ига не подвергались (как остальная Русь) грабительским ордынским набегам;
-совместными русско-литовскими усилиями удалось противостоять угрозе и с востока и с запада;
-более высокая культура Руси и государственный опыт оказывали огромное влияние на Литву;
-Литва имела все шансы стать центром притяжения и объединения всей Руси.

Отзыв tatjana 08.09.2012

ещё…эти земли- Южная и Юго-Западная Русь, которые вошли в состав Литвы и Польши, оторваны от остальной Руси стали называться
Малороссия или Малая Русь.

Отзыв tatjana 08.09.2012

Следующее по Литве
Время Донского ( до Куликовской битвы, когда Дмитрий решает бросить вызов Орде и прекращает выплачивать «ордынский выход». Мамай предпринял ряд карательных походов на Русь Вместе с ним приходят литовцы. Трижды Ольгерд приходил на Москву. Но взять не удалось и Литва признала силу Руси и титул великого князя за Дмитрием.
К тому же Мамай ждал перед Куликовым полем Ягайло…т.е Литва была союзником Мамая)

Отзыв tatjana 08.09.2012

В это время в Литве произошли перемены. Ягайло принял католичество и повернулся к Польше, с которой долгие годы соперничал. В 1385 г между Польшей и Литвой была подписана Кревская уния . По её условиям Литовские и польские земли объединились, Ягайло женился на дочери польского короля Ядвиге и был провозглашён польским королём. ( в 1569 г будет заключена Люблинская уния и образовано государство –Речь Посполитая).
Насильственное принятие католичества в языческой Литве сразу разбило общество…русские княжества Полоцкое, Смоленское стали тяготеть к Москве. Недовольные литовцы и русские объединились вокруг Витовта. Между Ягайло и Витовтом было достигнуто соглашение на условиях, что Литвой будет управлять он, а в случае его смерти земли отойдут Ягайло.
Витовт горел желанием подчинить себе русские земли и Полоцк и Смоленск, Псков и даже Новгород. Естественно, что его интересы столкнулись с Москвой-с Василием I
Отношения осложнились и тем, что Василий женился на Софье-дочери Витовта…государственные интересы Москвы и Литвы входили в противоречия с личными и родственными связями.

Отзыв tatjana 08.09.2012

В конце XIV в возникла новая опасность из Азии. Владелец Самарканда Тамерлан подчинил себе всю Среднюю Азию, часть Северного Кавказа и напал на Золотую Орду- он разгромил Тохтамыша, разграбил золотоордынские города. Тохтамыш бежал в Литву, а Тамерлан двинулся на Русь. Василий Дмитриевич вышел с войском навстречу, однако Тамерлан дошёл только до Ельца и неожиданно повернул обратно. Это неожиданное избавление от нового врага русские приписали чудодейственному воздействию иконы Владимирской Богоматери, которую вынесли из Владимира и несли впереди русских полков.

Золотая Орда была ослаблена, а вот Литва приобрела мощного союзника в лице Тохтамыша. Они договорились, что Витовт поможет вернуть Тохтамышу престол в Орде, тот в свою очередь поможет Витовту в борьбе с Москвой. Литва и Орда готовились разделись Восточную Европу.
Вскоре Литва окончательно присоединила к себе Полоцк и Смоленск, усилил влияние на Рязань. Граница Литвы вплотную подошла к Москве.
Однако планам Витовта и Тохтамыша помешал золотоордынский хан, он разгромил их войска при р Ворскле, Тохтамыш бежал в Сибирь и там был убит.

В 1406-1408- Василий и Витовт –тесть и зять трижды стояли друг против друга на пограничных территориях. Но до войны дело не дошло.

Отзыв tatjana 08.09.2012

Грюнвальдская битва -1410.
Два столетия немецкие рыцари вели войну против Великого Княжества Литовского. Они совершили более 140 походов на белорусские и литовские земли. И только победа над Орденом в сражении под Грюнвальдом остановила агрессию крестоносцев.

Пока Витовт присоединял русские земли, крестоносцы вторглись в Прибалтику и захватили литовские пленена –жмудь. Они обратились за помощью к Витовту. Тот поспешил заключить мир с Василием и обратился на запад.
В 1410г объединённые силы Литвы и Польши-Ягайло и Витовта встретились с силами Тевтонского ордена около деревушки Грюнвальд.
В центре стояли русские рати из княжеств, входивших в состав Литвы: смоленский, полоцкий, витебский, киевский, пинский полки.
Разгром Тевтонского Ордена был полным. В битве погиб сам магистр Ордена и был остановлен натиск немцев на восток.

В 1914 году во время Первой мировой войны немецкая армия снова сражалась около Грюнвальда.
Когда немцы снова столкнулись с русской армией, маршал Ван Гинденбург сказал генералу Людендорфу, что битва в августе 1914 будет шансом взять реванш за 1410 год.
Немцы победили пять сотен лет спустя после их поражения при Грюнвальде, они отомстили.
В течение Второй Мировой войны сражение при Грюнвальде использовалось немецкой пропагандой как мотивация их похода в Польшу

Отзыв tatjana 08.09.2012

ну и наконец
Ливонская война 1558-1583, которая велась сначала с Ливонским Орденом, а после его распада в 1561…с Польшей и Литвой и Швецией.
Так вот во время Ливонской войны
В 1569 между Литвой И Польшей заключена Люблинская уния…они объединились в одно государство Речь Посполитую.
Ну а Речь Посполитую потом тремя разделами уничтожать Россия ( Екатерина II) Пруссия и Австрия..
А Наполеон вновь создаст Герцегство Варшавское…которое войдёт в состав России как Царство Польское…после 1812
но это уже другая история)))

Отзыв tatjana 08.09.2012

Ну что может быть по Литве? В блоке С скорее всего ничего…99, 9%
Дат тут важных нет…только соответствие ….. выучите имена, земли которые вошли в состав…ну знать дату Грюнвальдской битвы… ( 601 год назад)….что такое Малая Русь….унию Люблинскую…..
союзничество с Мамаем
общую картину вообщем

Отзыв darja 08.09.2012

А какого-нибудь документа на блок С не может быть с Литвой?

Отзыв darja 08.09.2012

Еще вопрос я выше писала-не пойму , по какому пособию готовиться — пойдет Данилов Косулина,все учебники с 6 по 9 ?

Отзыв tatjana 08.09.2012

да нет, конечно))))
я смею предположить будет задания уровня С по отмене крепостного права -150 лет назад — дата ( но это только мои догадки)

Отзыв tatjana 08.09.2012

мне как учителю ОЧЕНЬ нравятся учебники Данилова и Косулиной. Очень. Там всегда много документов, текст написан великолепно… грамотно выстроены задания в конце параграфов и акценты расставлены тоже
Кстати есть видео уроки Данилова в контакте я встречала.

Сахаров и Буганов тоже

Billie Jean, ну что детей Ярослава забыли?))))
Давайте учите 20 век больше

Отзыв olja 08.09.2012

Татьяна, что по поводу учебников Загладина скажете?)

Отзыв tatjana 08.09.2012

я по нему не преподавала никогда. Но это не значит, что он плохой. Просто не знаю. Я в школе работала немного. ( в техникуме работаю). Там другие учебники

Отзыв olga 08.09.2012

Посоветуйте, как лучше поступить? Вообще забыть про повторение за месяц выучить 20-й век окончательно и очень хорошо по учебнику 9 класса.

Затем в мае вернуться к 8-19 векам и прочесть по учебникам Данилова оставшееся и быстренько повторить?

Или лучше все-таки доповторять до 17 века (я уже на половине учебника за 6 класс) и то уже знать нормально,чтобы не возращаться к древности?А в мае потворить 18-19?
Кроме того, все это время учить даты и решать тесты до мая.

Отзыв olja 08.09.2012

Мне кажется лучше всё выучить полностью сначала, а затем до мая повторять решая тесты. Я так решила сделать)

Отзыв tatjana 08.09.2012

Девочки, про тематические книжки с тестами вот какой момент. На книжном рынке много разного продают, и есть некачественная продукция. Смотрите чтоб было написано
Разработано в соответствии с Федеральным компонентам государственного стандарта общего образования

Отзыв olga 08.09.2012

Таис Афинская -я же Billie Jean,автор темы.Просто у меня 2 аккуанта

Olya-у меня выучено все сначала,просто есть пробелы в знаниях и я их пополняю сейчас параллельно с изучением 20-в ,в этом и сложность.

Отзыв olja 08.09.2012

вот меня кстати как раз и волнует вопрос насчет недоброкачественных книжек, открыла тут тему)

Отзыв olga 09.09.2012

Оля,недоброкачественные книжки это понятие относительное,если речь об учебниках.Бывает, книжки доброкачественные, но ума не хватает из них пользу извлечь или они рассчитаны на АНАЛИТИКУ, а на ЕГЭ нужны прежде всего факты, аналитику ты сам выводишь из них.Если про книжки с тестами-то зеленые,написано ФБЭМ.есть еще новые красные изд-ва экзамен, но я одну такую скачала и поразилась-там АБСОЛЮТНО ТЕ ЖЕ ЗАДАНИЯ,ЧТО И В ЗЕЛЕНОЙ,только чуть иначе скомпонованы обложка другая.

Отзыв tatjana 09.09.2012

Не знаю нужны ли мои советы
1. Сделайте календарно-тематический план. Т.е разбейте темы по конкретным датам…вплоть до июня
2. перед каждой темой обязательно диктант по датам и терминам. ( их тоже разбейте)
3. Просто тему отдельно не учите. история -процесс неразрывный и всегда одно событие тащит другое. есть причинно-следственная связь
например, ноги реформ Петра растут из политики Алексея Михайловича и Софьи.
Северная война сразу ставит вопрос — а были попытки завоевать Балтику??? Когда? Кто? Почему не удалось…
министерства из коллегий…те из приказов (путей)
Изучаете отмену крепостного права…тут же повторите все этапы закрепощения крестьян. И указы 1797, 1803 и 1842.
Лазайте побольше вдоль и поперёк по истории..заглядывайте…доходите до сути…ныряйте в ней
тут просто зубрить нельзя…тут должен выстроится весь пазл.
К тому же ЕГЭ — это общее представления об истории…
И решайте тесты..посмотрите все егэ предыдущих годов ( ближайших)

Отзыв olja 09.09.2012

спасибо. учту:)

с книжками проблем нет. да и у каждого свой подход к изучению. мне вот преподаватель говорит что мол лучше учебник не читать, так как там больше как раз таки оценок, но без помощи учебника лично я запоминать ничего не могу. не поняв что и почему ни одна дата не запоминается. кому то легче тупо зубрить, у всех по-разному.

насчет тестов. бывает, что решаешь и находишь ошибку там, где казалось бы полностью уверена в правильности ответа

Отзыв olja 09.09.2012

Татьяна, т.е. на каждый день себе отдельную тему планировать и ее повторять?

Отзыв tatjana 09.09.2012

Вот сколько осталось неизученных тем и сколько времени до ЕГЭ?
Прям в табличку…две колоночки. Это и будет календарно-тематический план. Каждый урок — повторять даты
например по разделу Смута ( это я к примеру)..но только основные
термины
И обязательно решайте задания.
Вот сегодня по Орде, например, говорили.
Сейчас найду задания уровня С

Отзыв tatjana 09.09.2012

С5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на
взаимоотношения Руси и Орды в XIII-XV вв.
1.Монголо-татарское иго являлось для Руси большим бедствием, система отношений проявлялась в вассальной, даннической и политической зависимости

2.Ига на Руси не было. Существовали союзнические отношения Руси и Орды. Русь платила дань, а Орда взамен обеспечивала безопасность русских княжеств.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения

Отзыв olga 09.09.2012

Ну а как это повторение совместить с 20-м веком? просто по начальному нашему диалогу я поняла,что надо 20-1 век выучить, а потом в дебри лезть.Или это должно идти параллельное повторение с изучением 20-го века.
Мне уже больше импонирует мысл сначала выучить 20-й век отдельно да так,чтобы уже его не надо было ни поторять, ни доучивать

Отзыв tatjana 09.09.2012

20 век..это отдельная песня.
Только вот у меня вопрос…вы все в 11 классе…20 век-сейчас для вас должен быть настолько свеж и понятен…другое дело, то, что учили в прошлом году.
Что в школе то происходит?

Отзыв olga 09.09.2012

С5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на
взаимоотношения Руси и Орды в XIII-XV вв.
1.Монголо-татарское иго являлось для Руси большим бедствием, система отношений проявлялась в вассальной, даннической и политической зависимости.

Аругменты в пользу:
Экономическая зависимость:
1.Орда заставляла князей платить дань-выход,внеочередные платежи — «запросы»,
2.Князья должны кормить ханов,баскаков, предоставлять им средства переджвижения и т.п.,осуществлять подношения хану и его близким;

Вассальная зависимость и политическая:
2.Князья были политически несамостоятельны, становились вассалами хана, он выдавал им ярлык на княжение ,и кто будет великим князем,решал хан(кому дать ярлык),
3.институт баскачества;
4.Русские воины должны были воевать на стороне Орды,участвуя в ее походах;
5.ямская повинность (отсюда -ямщики)

Отзыв tatjana 09.09.2012

Таис, только что прочла, что вы и есть Billie Jean…
)))))
я тут с разными людьми разговариваю…
учите 20 век…
Конечно, тут смешивать изучение! славян и ВОВ не нужно)))
А вот повторить
диктант по датам и терминам, причинам, последствиям, итогам войн всё таки можно

Отзыв olga 09.09.2012

Только вот у меня вопрос…вы все в 11 классе…20 век-сейчас для вас должен быть настолько свеж и понятен…другое дело, то, что учили в прошлом году.
Что в школе то происходит?(с)
Я выпускник прошлых лет.Училась на журфаке,куда поступала еще без ЕГЭ, многое меня там не устраивало и я решила,что дальше я там учиться не хочу.Вот поступаю на более серьезную специальность теперь.В школе медаль, 5 по истории, проблем никогда не было, но мы не учили серьезно это и так,чтобы готовить себя на ЕГЭ.Мы учили по принципу-ответил, сдал, забыл.Причины-следствия в голове остались,даты-напрочь вылетели, не знаю, почему ,но хуже всего как раз 20 век.

Отзыв olga 09.09.2012

С5 2.Ига на Руси не было. Существовали союзнические отношения Руси и Орды. Русь платила дань, а Орда взамен обеспечивала безопасность русских княжеств.

Аргументы ЗА:
1 Орда толерантно относилась к религиозным воззрениям Руси, потому сохранилось христианство (если бы было владычество Литвы,то тут бы уже встал вопрос о навязывании религии)
2.Сохранился язык,
3.Действовали законы Русской Правды
4.Орда обеспечивала безопасность
5.Ордынские ханы сохранили сложившиеся на Руси порядки управления государством,хоть и вмешивались в них.

То есть можно провести параллель между управлением Киевский(позже владимирский) князь- плменные (позже -удельные князья), и хан- русские князья.Только поменялось тем,что теперь превыше всех стоял хан, а владимирский князь стал его вассалом, т.е. добавилось еще одно звено в иерархии

Отзыв pavel 09.09.2012

Вы обосновали оба варианта, и довольно успешно. Эрудиция хорошая. Я бы посоветовал всё же набивать руку на тестах прошлых лет и демоверсиях — банк заданий один и тот же. Не оставляйте непонятные термины и имена. Разбирайтесь с ними сразу. В день заданий по 5 — 10.

Отзыв olga 09.09.2012

Хотите сказать, то, что в этих книжечках(ФБЭМ) — это практически вся БАЗА ЗАДАНИЙ?И если я на них натренируюсь,что-то оттуда мне встретится или близкое к тому?

Отзыв olja 01.10.2012

мне кажется что есть вероятность что попадется похожее

Отзыв olga 24.10.2012

Мне одна девушка рассказывала,что она тупо прорешала книжку фипишную с частью банка заданий(раза 3 прорешала и ответы на задания просто старалась запомнить), потом, говорит, ей прямо-таки куски из этой книжки попадались на экзамене, абсолютно они же,она написала на 92 балла. Но она сдавала в 2009.Сейчас,может все поменялось и добавили что-то в банк заданий.Прогнать эту книжку раза 2-3 для меня не проблема, но это не будет ли натаскивание на конкретные ответы, а чуть что другое попадется, я уже буду не знать и приду в замешательство?

Задания в сборниках разных издательств и с разными названиями повторяются.Мне уже раза 2 встретилось про Петра и то своевременны ли его реформы.Может, правда круг заданий ограничен?

Отзыв pavel 22.11.2012

Это в основном задания прошлых лет — поэтому они повторяются или похожи. Но вообще-то число основных понятий, событий или персоналий не так уж велико. Поэтому надо решать тесты и разбираться с непонятными терминами.

Отзыв janochka 10.01.2013

Куплю ваши БУ учебники http://vk.com/club39657624

Ваш отзыв