Что же за народ такой чудь

Автор: . 04 Сен 2012 в 11:24

Помогите кто чем может т.к живу на территории где этот народя являлся коренным в википедии все довольно смутно , на краеведении довольно мало . Хотелось бы знать больше ( обряды , чем занимались итд)

Рубрики: вести

Обсуждение
Отзыв konstant 04.09.2012

завтра-послезавтра отпишусь вам,о чуди,что знаю,боюсь что мало…сейчас время нет,сори…

Отзыв oleg 04.09.2012

и на этом спасибо Константин , будем по крупицам собирать

Отзыв roman 05.09.2012

А чудь эстонская или заволочская?

Отзыв oleg 05.09.2012

Заволочская , если честно то не знал о существовании эстонской

Отзыв vitalij 05.09.2012

Чудь, весь, мари, манси, мурома, мордва — наиболее крупные из проживавших на Руси угоро-финских народов (впрочем, может кого-то я забыл перечислить) Чудь этонская — это видимо чудь белоглазая (позже -эсты, эстонцы..)

Отзыв roman 05.09.2012

нeт, белоглазая и заволочская одно и тоже. А эстонская делится на свои чуди

Отзыв oleg 05.09.2012

Можно поконкретней , лично я живу в пинежском районе архангельской области и после столкновений с новогородцами часть чуди ушла в верховье района , поэтому жителей верхоья района раньше называли икотниками и преписывали им разные сверхестественные способности
т.к якобы они являлись потомками чуди

Отзыв roman 05.09.2012

Чудь — финно-угорский народ. В 2002 году чудь внесена как самостоятельная национальность под кодом №351 в Перечень национальностей и языков РФ. Достоверно неизвестно сколько человек отнесло себя к этой национальности. Известно, что большинство из них проживают в Пинежском районе Архангелськой области.
Вятский летописец сообщает, что новгородцы на р.Чепце, по которой они спускались к Вятке, нашли два народа — чудь и остяков. Вот еще ссылочка http://www.finnougr.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=2484

Отзыв oleg 05.09.2012

Спасибо да , у нас в районе при переписи так назвали себе вроде человек 27 , приемушественно из д.Нюхча

Отзыв oleg 05.09.2012

Кстати в этой же деревне находится музей чуди , но там все жутко мутно

Отзыв vladimir 05.09.2012

в одном издании была следующая версия: вид Человек разумный изначально не был единым. одновременно сосуществовало несколько разумных видов гоминид. при тотальном засилии кроманьёнцев, то есть нас, другие виды были вынуждены мигрировать в малодоступные места Земли. таковыми долгое время являлись дремучие североевропейские леса. коренные народы европы встречались с этими существами, иногда даже налаживали контакты. называли их дивами. фольклор сохранил отголоски этих контактов. легенды об орках, гномах, эльфах. сохранились географические названия, указывающие на данные события. особенно много их в Карелии, Прибалтике, Белоруссии. славяне давали гоминидам свои названия — чудь один из таких примеров. «чудь» значит чудной, необычный, странный. на данный момент от параллельных разумных видов остались только воспоминания, да редкие свидетельства в исторических документах. так что чудь это эльфы :)

Отзыв oleg 05.09.2012

новгородцы описивают их круглолицыми смуглыми , но при этом светловолосыми

Отзыв oksana 06.09.2012

Не знала,действительно удивительно.И «белоглазые» к тому же. Даже не соображу с каким народом сравнить…

Отзыв oksana 06.09.2012

#12 Так хорошо начали,а потом свернули на сказки.Это же смешение жанров.Сказали бы про Арди,Флоренсиса,гоминида из Денисовой пещеры.Давно жду такую тему.

Отзыв oleg 06.09.2012

ну если ждете, то развивайте

Отзыв oksana 06.09.2012

Так это будет не в тему.По чуди добавить нечего.

Отзыв oksana 06.09.2012

В группе Проект этнология смотрели? По-моему я там видела информацию о чуди.

Отзыв vladimir 06.09.2012

У нас (в Кировской области) в Верхнекамском районе встречаются так называемые чучковники — холмы, или курганы, под которыми якобы самозахоронилась чудь, еще до середины 20 века на вершинах в особые дни устраивали поминки-гулянья «чучек»

Отзыв oleg 06.09.2012

да как говорят новгордские источники чудь после колонизации новогородцами территории современной архангельской области ушли на восток либо «закопались в землю»

Отзыв oleg 06.09.2012

Владимир Рябов покопать бы у вас там

Отзыв vladimir 06.09.2012

Разве что нелегально. Пару лет назад общался с главой Верхнекамского района (весьма интересная женщина), с ее слов она каждое лето пресекает попытки раскопок (нелегальных, а официальным чинит всякого рода административные преграды) — очень ревностно относится к своему району. Некоторые из этих холмов являются как бы «местами силы», местами с повышенной энергетикой — происходят там всякие паранормальные явления.
Кстати, она же мне показывала (на сутки давала почитать) ксерокопию книги «Чудь Вятского края», автора к сожалению не помню, год издания:190 (4 — 10 — ?).

Отзыв oleg 06.09.2012

вот вредная женщина XD, а за информацию спасибо

Отзыв vladimir 06.09.2012

))))) она не вредная, она ….своебышная, …есть у нас такое «национальное» вятское слово, характеризующее подобных людей)))))

Отзыв konstant 06.09.2012

У Рериха вроде есть про них чего то. Еще интересно название «белоглазая», возможно это следствие развития катаракт, либо чего то похожего, но тогда при каких условиях именно у определенного народа развивается такая проблема?

Отзыв miguel 07.09.2012

не не не:) никаких болезней глаз у них не было.
Просто это был светло сероглазый народ. такой светлый оттенок серых глаз у всего племени. вот и прозвали «Чудь белоглазая».

Отзыв muad 07.09.2012

Вообще-то чудью их прозвали из-за того, что их язык резко отличался от славянского, т.к. относится к финно-угорским. В этих языках много гласных и древним славянам они казались чудаками грубо говоря. Поэтому и чудь. Ссылку привести не могу ибо не помню где прочитал…

Отзыв konstant 07.09.2012

А что за фишка про то что они где то там под землёй скрывались?

Отзыв oleg 07.09.2012

вот такая что они якобы таким методом самоубивались

Отзыв oksana 07.09.2012

У вас там полые холмы не наблюдаются? Было бы интересно паралель с кельтскими мифами провести.

Отзыв miguel 07.09.2012

Ну Славяне тоже подземные ходы создавали. из каждого города шло много подземных выходов. куданибудь подальше в лес на случае осады. а Например знаменитые «Змеиные Валы» — оборонительные укрепления длинной на тысячи км с подземными ходами на сотни тысяч км. враги заходили в подземные ходы и никогда от туда уже не выходили:)

Отзыв oleg 07.09.2012

Оксана такого обнаруженно не было в силу времени-хотя может и присутствует, а следы чудских городищ хорошо видны

Отзыв konstant 07.09.2012

А фоток нету или ссылок?

Отзыв oleg 07.09.2012

могу ссылатся на свои глаза а фото могу сделать только летом

Отзыв oleg 08.09.2012

Археологи обследовали Ваймушское городище. «Здесь культурный слой, представляющий прослойку в 30 м, содержит куски обоженной глины. Городище находится в 2 км (больше!) от Карпогор на правом берегу р. Пинеги. С ним связано немало легенд», — замечает Н.П. Залывский в неопубликованной книге «История Пинежья: факты, события, документы». Он же утверждает, что территория Пинежья была населена людьми 9-7 тысяч лет до нашей эры. Время же русской истории начинается с VIII-XII веков.

Как же называли прапинежан до X века? Чудью. Это многочисленная народность с примитивным уровнем жизни. Пещеры или ямы, покрытые бревнами, служили им жилищами. Вареной пищи они не знали. Воду нагревали раскаленными камнями. Орудия труда — железные и каменные топоры, копачи, заступы.

Для своей защиты чудь строила городища на крутых склонах и в случае нападения врага бросала сверху деревья и камни. При неудаче чудь добровольно умерщвляла себя и зарывалась в землю. Выкапывалась большая глубокая яма, ставились по углам столбики, на них крыша, на крышу набрасывались камни и земля. Сходили в яму, выбивали подставки, и погибали все члены семьи со всем имуществом.

Отзыв oleg 08.09.2012

«Предание рассказывает, что одно из чудских укреплений находилось на обрывистом берегу около деревни Ваймуша. Еще и теперь здесь можно заметить остатки вала, из-за которого чудь пускала стрелы в новгородскую рать, наступавшую с противоположной стороны реки от Кевролы и Чухченемы», — сообщает в книге «По берегам Пинеги и Мезени» М. Мильчик.

Отзыв aleksej 08.09.2012

Я живу в Зап.Сибири,здесь на Рудном Алтае в районе Змеиногорска есть древние рудники, одни — железные,Демидовские 17-18 веков,а другие,так наз. «Чудские»,там добывали малахит.они более ранние в очень ветхом состоянии им ок 900-1000 лет.Что за Чудь здесь жила информации мало,но месные их называют именно так.возможно это один из многочисленных древних народов Алтая — Телеуты,в средневековье их здесь было еще много.

Отзыв oleg 08.09.2012

вполне возможно т.к после колонизациии часть чуди ассимилироавалась, часть ушла на восток

Отзыв konstant 08.09.2012

Олег Забродский
могу ссылатся на свои глаза а фото могу сделать только летом
26 янв 2011 в 18:17

Жду фото. Уже лето.

Отзыв oleg 08.09.2012

как работу напишу так все сразу Константин, честное пионерское, у меня можно только сказать только каникулы начались

Отзыв konstant 08.09.2012

Жду, очень охота посмотреть, заранее благодарен.

Отзыв valentin 08.09.2012

Мы иногда путаем! То что находиться в Ваймуше — это славянское укрепление, там раскопки проводились, а Михаил Исаевич Мильчик просто приукрасил со слов местных жителей!

Отзыв oleg 08.09.2012

ну он и гад, всю тему мне испортил а я на него надеялся)

Отзыв valentin 09.09.2012

Олег, ему за 70 и главная книга его жизни «Бродский в Венеции», на берегах Пинеги он оказался в «ранней юности, да и то не в затяжку»

Отзыв oleg 09.09.2012

Константин несколько раз был в ваймуше но все никак…

Отзыв vladimir 09.09.2012

По примеру, как писано выше о величестве славенском, оглянемся на времена прошедшие и поищем чудского могущества. Северные авторы наполнены описаниями военных дел их и других сообщений, бывших со шведами, датчанами и норвежцами. Пермия, кою они Биармиею .называют, далече простиралась от Белого моря вверх, около Двины реки, и был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и с другими нормандцами. В Северную Двину-реку с моря входили морскими судами до некоторого купеческого города, где летом бывало многолюдное и славное торговище: без сомнения, где стоит город Холмогоры, ибо город Архангельской едва за двести лет принял свое начало. Народ почитал идола Иомалу, что на ливонском, финском и на других чудских диалектах бога значит. Явствует сие из Стурлезона, где описывает езду Торета некоего и Карла в Двину-реку, кои, будучи от короля своего Олава, проименованием Святого, посланы в Биармию для торгу, присовокупили к тому татьбу: ограбили золото и серебро из кладбищ, сорвали с деревянного Иомалы дорогое ожерелье и взяли серебряную чашу с деньгами. Сию древность тамошней чуди доказывают и поныне живущие по Двине чудского рода остатки, которые через сообщение с новогородцами природный свой язык позабыли

МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ.

Отзыв vladimir 09.09.2012

Когда бывает в городах
Я по лесам тоскую,
Я чую в жилах кровь славян,
Но чую и чудскую.

- Совсем в иные времена,
Которых не вернуть,
В лесах, к востоку от корел,
Сидело племя – Чудь.

Веками жили люди те
У северных морей,
Охотники и рыбаки
Не знавшие полей.

По их земле текли к морям,
Прозрачные от снега,
Три грозных северных реки
- Мезень, Двина, Онега.

Но годы шли, текли века,
Пришел иной народ,
И где селился словянин
- Исчез чудинский род.

Не вопрошай меня сестра
Куда ушли те люди,
Смотри – вот, в жилах у меня
Кровь Заволоцкой чуди.

Их облик ныне сохранен,
Как сотни лет назад
- Белесый волос и прямой
Беззлобный серый взгляд.

Но ныне если соберешь
Потомков их на вече,
Не сможешь ты уже сестра
Чудской услышать речи.

Но живы многие слова,
Ремесла и узоры.
Мы дети чуди и славян
И имя нам – поморы!

Отзыв vladimir 10.01.2013

Чудь с земли поморской никуда не исходила и не «закапывалась в землю». Нынешние поморы и есть прямые потомки заволочьской чуди и носят в себе фино-угорские гены.

Отзыв vladimir 31.01.2013

Отрывок из 2ой главы, 1го тома в «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» Карамзина Николая Михайловича.

Кроме народов Славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные: Меря вокруг Ростова и на озере Клещине, или Переславском; Мурома на Оке, где сия река впадает в Волгу; Черемиса, Мещера, Мордва на юго-восток от Мери; Ливь в Ливонии; Чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; Нарова там, где Нарва; Ямь или Емь в Финляндии; Весь на Белеозере; Пермь в Губернии сего имени; Югра или нынешние Березовские Остяки на Оби и Сосве; Печора на реке Печоре. Некоторые из сих народов уже исчезли в новейшие времена или смешались с Россиянами; но другие существуют и говорят языками столь между собой сходственными, что можем несомнительно признать их, равно как и Лапландцев, Зырян, Остяков Обских, Чуваш, Вотяков, народами единоплеменными и назвать вообще Финскими. Уже Тацит в первом столетии говорит о соседственных с Венедами Финнах, которые жили издревле в полунощной Европе. Лейбниц и новейшие Шведские Историки согласно думают, что Норвегия и Швеция были некогда населены ими — даже самая Дания, по мнению Греция. От моря Балтийского до Ледовитого, от глубины Европейского Севера на Восток до Сибири, до Урала и Волги, рассеялись многочисленные племена Финнов. Не знаем, когда они в России поселились; но не знаем также и никого старобытнее их в северных и восточных ее климатах. Сей народ, древний и многочисленный, занимавший и занимающий такое великое пространство в Европе и в Азии, не имел Историка, ибо никогда не славился победами, не отнимал чуждых земель, но всегда уступал свои: в Швеции и Норвегии Готфам, а в России, может быть, Славянам, и в одной нищете искал для себя безопасности: «не имея (по словам Тацита) ни домов, ни коней, ни оружия; питаясь травами, одеваясь кожами звериными, укрываясь от непогод под сплетенными ветвями». В Тацитовом описании древних Финнов мы узнаем отчасти и нынешних, особенно же Лапландцев, которые от предков своих наследовали и бедность, и грубые нравы, и мирную беспечность невежества. «Не боясь ни хищности людей, ни гнева богов (пишет сей красноречивый Историк), они приобрели самое редкое в мире благо: счастливую от судьбы независимость!»
Но Финны Российские, по сказанию нашего Летописца, уже не были такими грубыми, дикими людьми, какими описывает их Римский Историк: имели не только постоянные жилища, но и города: Весь — Белоозеро, Меря — Ростов, Мурома — Муром. Летописец, упоминая о сих городах в известиях IX века, не знал, когда они построены. — Древняя История Скандинавов (Датчан, Норвежцев, Шведов) часто говорит о двух особенных странах Финских, вольных и независимых: Кириаландии и Биармии. Первая от Финского залива простиралась до самого Белого моря, вмещала в себе нынешнюю Финляндскую, Олонецкую и часть Архангельской губернии; граничила на Восток с Биармиею, а на Северо-запад — с Квенландиею или Каяниею. Жители ее беспокоили набегами земли соседственные и славились мнимым волшебством еще более, нежели храбростию. Биармиею называли Скандинавы всю обширную страну от Северной Двины и Белого моря до реки Печоры, за которой они воображали Иотунгейм, отчизну ужасов природы и злого чародейства. Имя нашей Перми есть одно с именем древней Биармии, которую составляли Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская Губернии. Исландские повести наполнены сказаниями о сей великой Финской области, но баснословие их может быть любопытно для одних легковерных. Первое действительно историческое свидетельство о Биармии находим в путешествии Норвежского мореходца Отера, который в девятом веке окружил Норд-Кап, доплывал до самого устья Северной Двины, слышал от жителей многое о стране их и землях соседственных, но сказывает единственно то, что народ Биармский многочислен и говорит почти одним языком с Финнами.

Отзыв oleg 02.02.2013

Владимир, знатная у вас для северянина фамилия да и то что вы написали довльно для меня интересно как жителю Архангельской области

Ваш отзыв