Абазины

Автор: . 01 Авг 2012 в 18:35

Абазины (самоназвание абаза) — северокавказский народ, родственный абхазам и адыгам. Этнографически делятся на две группы: тапанта и шкарауа.

Верующие абазины — мусульмане-сунниты.

Проживают в основном в Карачаево-Черкесии, потомки мухаджиров — в Турции и арабских странах.

Рубрики: вести

Обсуждение
Отзыв irishka 08.08.2012

Абазины — самонозвание Абаза, садзы (от абхазского асадзуа), абадзе (адыгский), джихи (убыхский), джики (грузинский), джикеты или джигеты (русский.В первой половине XIX в. занимали территорию между реками Хоста и Бэыбь (Гагрский хребет). На северо-западе граничили с убыхами, на юго-востоке — с абхазами. Самоназвание — садзе (абадзуа), абадзе. В литературе XIX в. садзами называли: 1) Все население горной и прибрежной части указанной территории; 2) Жителей ее прибрежной полосы.

В источниках XVII — первой половины XIX в. горное население было известно преимущественно под именем локальных rpyпп: Псху — у верховьев рек Бзыбь и Апста, Аибга (Айбога) — у верховьев реки Псоу, Ачипсы (Ахчипсы) — в верховьях Мзымты (Мдзымты), Чужгуча — на реке Чужипсы (приток Мзымты). Все эти горные общества объединялись названием адыгского (черкесского) происхождения — мдажьуи (варианты — мудавей, мдавей, медозюй), медовеевцы (русский). В качестве общего самоназвания этой группы могло выступать имя «садзуа».

Были известны еще два горных садзских общества: Чужи на реке Худапсы (Кудепста) и Чуа по реке Мца (Мацеста), в среде которых было распространено самоназвание «абадзе». На побережье от Хосты до Сочи включительно (как и в горах) садзы жили смешанно с убыхами. Среди приморских садских обществ, называвшихся чаще всего по фамилии князя или дворянина, известны такие как Арт (Арткуадж) на реке Худапсы; Аред (Аредба), Арыд, Ард близ устья Мзымты на мысе Адлер (от турецкого (Ардлылар); Геч (Кеч, Кяч), Гечба, Геч-куадж (правый берег реки Псоу, вблизи устья); Цан, Цанба, Цандрипш или Сандрипш (на реке Хашупсе); Баг, Багба, Багрипш в долине реки Бегерепста, недалеко от Гагр, Багрипш был последним садзским селением на границе с Абхазией.

Язык садзов принадлежит к западно-кавказской (адыго-абхазской) группе северокавказской языковой семьи. Все народы этой группы (адыги, абхазы, убыхи, в том числе садзы) имеют общее происхождение. Самой популярной и наиболее перспективной в научном плане считается так называемая малоазийская концепция раннего этногенеза адыго-абхазов. Согласно ей в формировании народов этой группы, на его начальной стадии, наряду с кавказскими автохтонными племенами приняли участие пришельцы из Малой Азии (Анатолии). Сторонники этой концепции связывают последних с хаттскими племенами — кашками (касками) и апешлайцами (абешла). Продвижение этих древнейших (доиндоевропейских) насельников Малой Азии относят обычно к II или к самому концу III-II тыс. до н.э. При этом признается этническое родство кавказских племен и хаттов.

Некоторые исследователи полагают, что общие элементы в языке и культуре хаттов и адыго-абхазов, наличие которых признается наукой, может объясняться не проникновением малоазийских племен и их интеграцией с кавказцами, а существовавшим в древности этническим родством обитателей Западного Кавказа и Малой Азии. Вместе с тем не отвергается и возможность миграционных движений отдельных групп хаттского населения на север, но предлагается относить их к концу неолита. Соглашаясь с тем, что адыги, абхазы, убыхи и абазины являются потомками местных кавказских племен эпохи позднего камня, исследователи расходятся в оценке степени их родства с хаттами. Так, часть ученых-кавказоведов полагает, что по отношению к адыгам хаттов следует рассматривать лишь в качестве языковых предков (т. е., язык пришельцев признается языком-победителем). В то же время праабхазы связываются с ним этническим родством. Этим объясняется несовпадение мнений относительно прародины адыго-абхазов. Согласно одной точке зрения колыбелью этих народов является западная часть Кавказа и прилегающие северо-восточные районы Малой Азии. Сторонники другой гипотезы ограничивают ее кавказскую составляющую восточным побережьем Черного моря или даже его частью — Колхидской экологической нишей. Действительно, о связи хаттов с народами Западного Кавказа говорят данные антропологии, лингвистики, этнографии (этнонимика, топонимика, мифология, религия).

Отзыв irishka 12.08.2012

. Общепризнанным является факт антропологического единства древнего населения Малой Азии и Западного Кавказа. Учеными установлено, что среди кавказцев распространен понтийский (или близкий к нему) антропологический тип, имеющий аналогии в Малой Азии. Считается, что основной ареал этого типа находился либо вне Кавказа, либо территория последнего входила в область формирования понтийского антропологического типа. Исследователи доказали, что кашки и абешла говорили на хаттском (или близком к нему) языке, который, как они полагают, по своей типологии или даже генетически близок к языкам адыго-абхазской группы, особенно к убыхскому языку. Предполагается, что названные племена, как и сами хатты, принадлежали к западно-кавказской группе древней северокавказской семьи языков. Родство кашков-абешла с адыгами, абхазами, убыхами и абазинами прослеживается, в частности, в сходстве их древнейших религиозных верований, мифологических сюжетов. Доказана связь некоторых главных божеств адыго-абхазского и хаттского пантеонов. К примеру, как в Малой Азии, так и в среде адыго-абхазов был широко распространен культ бога грозы и молнии (у хаттов — практически верховный бог). Признается даже, что эта традиция, видимо, идет из Малой Азии. Итак, можно допустить, что в течение II — начале I тыс. до н. э. прямые языковые предки адыгов переместились (по побережью через восточно-причерноморский коридор и перевалы) на северные склоны Западного Кавказа. Предки адыгов и убыхов заняли при этом нишу между Гагрским хребтом и Туапсе. Предки абхазов и абазин-садзов как первичная часть общности продолжала обитать в Колхиде, где их и застали античные авторы в лице санигов, абасгов (абазгов) и апсилов. Широкая культурная экспансия» из Колхиды по Черноморскому побережью — (до современного Геленджика) и далее, на северные склоны Западного и Центрального Кавказа, достигает апогея в IX-VII вв. до н. э. («Колхидско-Кобанская металлургическая провинция») В дальнейшем происходит преимущественно миграция самих этнонимов. Так, древнее наименование «зихи» в раннем и развитом средневековье означало и адыгское население побережья.

Отзыв irishka 13.08.2012

О зихах известно, что в I тыс. до н.э. они населяли, по-видимому, всю территорию на северо-запад от Гагрского хребта до реки Ахеунты (сопоставляется с реками Псоу, Мзымтой или Сочи). К II в. они переместились за реку Ахеунту и к V веку этноним «зихи» уже покрыл собой все племена Северо-восточного Причерноморья. «Зихия» Константина Багрянородного (X век) занимала территорию от реки Кубань (старое, черноморское русло) до Никопсиса (Никопсии). Границы между Зихией и Абасгией, крайней на северо-западе областью Абхазского царства проходила где-то по территории современной Абхазии, возможно у нынешнего поселка Цандрипш (Гантиади). Название «абаза» к VIII в. переместилось с территории исторической Абасгии (современный Гудаутский район Республики Абхазия) примерно до реки Хашупсе или Псоу, а затем по всему Черноморскому побережью вплоть до Анапы. Именно миграцией этнонима объяснить факт широкого использования источниками XVII — половины XIX в. термина «абаза» применительно к адыгскому (черкесскому) населению побережья. Авторы специальных работ последнего времени также не склонны считать реальным расселение самого народа абаза (абазин) в период средневекового и нового времени северо-западнее реки Сочи. Примерно на той же территории, которую прежде занимали ранние зихи, источниками вскоре фиксируются саниги, убыхи, абасги и, наконец, садзы. В первом ряду далеких предков садзов называют античных абасгов. Принято считать, что термин «абазги» является грецизированной формой местного этнонима «абаза» (самоназвание абазин). О существовании генетической связи садзов с санигами говорит, по мнению специалистов, сходство названия этого племени и известной садзской фамилии Цанба, а также производного от нее топонима Цандрипш или Сандрипш. Многие исследователи признают родство в прошлом садзов и убыхов. Подтверждением такой связи принято считать и данные турецкого путешественника середины XVII века Эвлии Челеби. Он называет среди горных «абазских» обществ область «Садша». Изучение содержащихся в труде Эвлии слов и выражений языка ее жителей, сопоставление этих данных с более поздними источниками позволили утверждать, что население названного общества говорило по-убыхски, т.е. было убыхами. Тем самым имя Садша связывается как с убыхами, так и садзами. Показательно, что по сведениям Эвлии Челеби убыхи-садша говорили и на адыгском (у автора — на черкесском) языке. Сообщение турецкого автора о «садша» Садша считается в кавказоведении первым упоминанием в источниках этнонима «садзы». Убыхское название садзов, «джихи», грузинское «джики» (в развитом средневековье), русское «джикеты» или «джигеты» увязывается с термином греческого происхождения «зихи», который, вероятно, восходит к самоназванию «адыги». Известно также, что этноним «джики» раннесредневековыми источниками распространялся обычно только на адыгов. Русскоязычный термин «дикеты» есть заимствованное и неточно понятое грузинское слово «Джикеты» («страна джиков», т. е. зихов). Именем «джики», «джикеты» садзы себя не называли.

Отзыв irishka 13.08.2012

Родство исследуемых терминов и народов, скрывающихся за ними, а также между зихами, с одной стороны, и остальными племенами — с другой, признается большинством кавказоведов. В отношении этнической принадлежности садзов XVIII-XIX вв. мнения исследователей расходятся. Некоторые из них однозначно, другие и тени или иными оговорками считают их абхазами, и язык — диалектом абхазского языка. Определенная группа ученых-кавказоведов склонна видеть в садзах (прежде всего в приморских) южных абазин (абаза).

Сторонники абхазского происхождения северных абазин и садзов считают, что в их этногенезе (и всех абхазов вообще) участвовали абасги, апсилы и саниги. Абхазская народность, с их точки зрения, в общих чертах сложилась к VIII веку. Формирование же абазин произошло на их новой родине — северных склонах Большого Кавказского хребта, куда они переселились будучи абхазами. Другая часть исследователей полагает, что абазины как самостоятельная народность сложилась на южных склонах гор, включая Черноморское побережье. В ранней этногенезе абазин, считают они, приняли участие не только абасги, но и другие племена античного и раннесредневекового времени, в том числе убыхи и даже часть зихов. Однако, при этом основным этническим компонентом (ядром) абазинской народности явились абасги. Некоторые ученые называют их даже прямыми предками абазин (праабхазами). Сторонники второй точки зрения настаивают на том, что складывание абазинской средневековой народности завершилось к X веку. В дальнейшем большая часть абазин в разное время, преимущественно в XIV-XVII вв., отдельными группами, постепенно переселилась на Северный Кавказ. Среди причин миграций назывют как политические (внешнего и внутреннего порядка), так и социально-экономические. Это, прежде всего, недостаток земельных угодий на родине, а также активный рост численности населения в отдельные периоды истории. Некоторые разногласия возникают при определении места исхода абазин. Преобладающая точка зрения выводит предков северокавказских абазин из долин Мзымты, Бзыби и Кодора напрямую через перевалы Псеашха, Марух, Клухор. Переселение происходило постепенно: сначала, в верховья упомянутых рек, а затем, на северные склоны по соседству с кабардинцами. Согласно одному из абазинских преданий переселенцы двигались через горные перевалы между верховий рек Белой и Теберды. В других преданиях конкретно называется Клухорский и Марухский перевалы. Часть абазин выводится из центральной зоны горной Абхазии и Цебельды. Большинство исследователей первым письменным сообщением о пребывании абазин в верховьях Кубани и ее притоков считают свидетельство персидского летописца начала XV века Низама-ад-Дина Шами. В нем говорится о том, что Тимур-ленг (Тамерлан), пройдя в конце XIV века по верхней Кубани, оказался в местности «Абаса». Исходя из данных Эвлии Челеби (1641 г.) исследователи полагают, что в середине XVII века на Северном Кавказе уже обитали представители обеих ветвей абазин — тапантовцы (равнинные жители) и шкарауа или ашхарцы, т. е. горцы. Термин абазины имеет русское происхождение. Он образовался на основе самоназвания народа абаза и впервые зафиксирован русскими документами XVIII века. Употреблялся для обозначения северокавказской группы абаза. Первое же упоминание русскими источниками самоназвания абазин в форме «абеслинские» (князья) относится к середине XVI века и также обозначает абазин Северного Кавказа. В середине XIX века население Садзен-Джикетии состояло (по мнению Ф. Торнау) из 2,3 тыс. семей (11,5 тыс. человек).

Отзыв irishka 17.08.2012

По другим сведениям в это время садзов было больше. В период русско-кавказской войны садзы (прежде всего горные) были известны как активные участники борьбы за независимость. В 1861 году они участвует в создании конфедеративного государства, субъектами которого стали Шапсугия, Убыхия, горная Абадзехия и Садзен-Джикетия. Централизованная власть принадлежала меджлису — черкесскому парламенту (Хасэ) В лице выборных представителей от названных округов. Ачипсувцы, аибговцы и прибрежные садзы вместе с убыхами и шапуугами возвели в долине реки Псахо (Мамайка), что вблизи Сочи, здание парламента, другие постройки. В последний год войны убыхи, шапсуги, хакучи и ачипсувцы (садзы) предпринимают ряд попыток остановить продвижение отряда генерала Геймана вглубь приморской Черкесии. 18 марта горцы дали бой русским войскам на реке Годлик, вблизи развалин старой крепости и большого аула (ныне поселок Нижняя Волконка). Поражение их открыло войскам путь в землю убыхов и садзов. Военные действия на побережье весной 1864 года завершились боем между царскими войсками и отрядами горных садзов — аибговцами, ачипсувцами и псхувцами. Столкновения продолжались 10 и 11 мая. Вскоре садзы начали покидать свои аулы и выходить к морю для отплытия в Турции. За короткое время садзы были вытеснены войсками со своих мест жительства. Согласно официальной русской, далеко неполной статистике в 1863-1964 годах в Турцию ушло около 20 тыс. садзов (бес псхувцев), т. е. все садзское население современного Сочи. Два садзских селения упоминаются в 1866 году. между Бзыбью и Хащупсе. Их исход относят к 1870-м годам. Потомки северокавказских и садзских махаджиров (изгнанников-переселенцев) рассеяны по разным странам мира. Они живут в Турции, Сирии, Иордании, Ливане, Египте, других государствах. Их самоназванием являются имена абаза, апсуа, часто — черкесы. Оставшиеся на своей исторической родине северные абазины проживают в настоящее время, в основном, в Карачаево-Черкесии (по сведениям на 1989 г. около 30 тыс. человек).

Отзыв irishka 21.08.2012

Страна Души

Несут в Абазашту Абхазские песни
Дороги зовущие в даль.
О вечной надежде, о долге, о чести
О Родине ждущей всегда

И слышится часто баладой безвестной
До боли знакомый мотив,
О море лазурном в краю поднебесном,
О трудном и долгом пути.

Как древней Апсилии грозные башни
Вершины познавшие высь.
То счастье желают моей Абазаште,
То шепчут мне тихо вернись.

Две Родины дал мне всевышний однажды
А сердце всего лишь одно,
То вместе с Апсны, то спеша в Абазашту
Разбилось на части оно.

Две Родины счастье иль горечь не знаю,
Мне это уже не познать
Как ту колыбельную, что напевает
Всем абазинам далёкая мать
Страна Души…
Рауф Абаза.

Отзыв irishka 22.08.2012

Абазины и абхазцы — две неразрывные части одного народа. Живут по разные стороны Кавказского хребта и говорят на одном и том же языке, получившем со временем диалектичесике отклонения, связанные с разным местом проживания и влиянием языков соседних народов. Переселение части народа Абаза с территории нынешней Абхазии на Северный Кавказ началось около 800 лет назад и длилось многие столетия. Жители многих абазинский аулов ещё хранят предания о местах в Абхазии, где жили их предки. Так, аул Апсуа (само название аула Чегрей) находился в районе г.Гагра, в местности которое до сих пор носит название Чегрипш. Жители нынешнего аула Абазакт переселились на Северный Кавказ из района Цандрипш, аулы Старо-Кувинск и Ново-Кувинск-из урочища Псху. Само название аула Красный Восток (Гумлоокыт) говорит о том, что это был когда-то аул князей Лоовых, который распологался на реке Гумиста и сохранил своё название. Таких примеров можно привести множество.

Отзыв irishka 28.08.2012

Из записки, составленной, в Коллегии иностранных дел об абазинцах, их местожительстве и подданстве от 15 мая 1753 года «Изъяснение о абазинцах»:

«Абазинцы шести родов или алтыкесек называемые, происхождение свое имеют из Большой Абазы [Абхазии], никому по подвластной, откуда вышед они в давных годех поселились близ Большой Кабарды в горах на реке Инжике [Зеленчук], при вершинах реки Кубани [территория современного Карачая], и отдались в подданство оной Кабарды владельцам [князьям]; и с того времяни платят им подать, что и тем доказывается, яко еще прадед бывшаго кабардинского владельца Арслан-бека Кайтокина и тамошних же владельцев, Магомета Коргокина и Касая Атажукина, называемой Кази [Пшеапшоков], и брат его Чегенука [Шогеноко - отец Алегуко Шогенокова] действительно ими владели [в 17 веке], а потом и сыновьям онаго Казия, а вышеписанных трех владельцов дедам Джанбулату [основал род Кайтуковых и Бекмурзиных], Атачуке [Хатакшоко - Атажуковы] и Мусавису [Мисостовы] по наследству достались от которых таким же правом дошли они и до нынешних кабардинских владельцов, которые, так как и отцы их, поныне оными абазинцами и владеют.

И хоти река Инжик, на которой оные абазинцы живут, лежит за рекою Кубаном и впадает во оную, однако же чрез то принадлежности их к кабардинцам опровергнуть невозможно.

А со всем тем в вершинах оной [Терек] сверх [выше] кабардинцов разные находится народы, как то чегемцы [балкарцы] и другие им подобные [балкарские и осетинские горские общества], которые у Всероссийской империи не в подданстве; а напротиву того многие из них во владении у тех же кабардинских владельцов. Итако, хотя и подлинно, что абазинское первое, жилище на котором они сначала основались (ибо ниже сего упомянуто будет, что иные из тех абазинцов живут и еще ближе к Кабарде), в разсуждении кабардинцов лежит по ту [левую] сторону реки Кубани; однако будут и с ними точно такое же обстоятельство, как и с теми народами, которые в вершинах реки Терка живут [т.е. подданные, граждане Кабарды], следовательно, по сему единому хан крымской и присваивать их себе не может, толь наипаче, что там же за рекою Кубаном сверх [выше в горах] сих абазинцов и другие некоторые народы в ущельях и горах находятся, которые ему ни малейшее не поданны, как то: Большая Абаза [Абхазия], Шапсо [Шапсугия], Харачай [Карачай] и Сонны [Сванетия] и другие им подобные. Причем при всем не недостойно примечания и то, что когда с турецкой стороны еще до минувшей войны от времяни до времени произходили претензии о Кабардах, а в то время натуральным образом и оные абазинцы были у них [кабардинцев] во владении; и они и тогда, как ныне надлежащую с ним [с них] подать сбирали; однако же точно об них, абазинцах, с той [Турецкой] стороны никакой претензии, сколько известно, не было, даже по самой 1747 год. . .».

Отзыв irishka 05.09.2012

правильно говорить абазины,также как абхазы,осетины,но при это кабардинцы,балкарцы и т.д)))это я так, к сведенью)

Отзыв irishka 07.09.2012

УШЕДШИЕ…БУДУЩИМ !!!

Я и Черкес ! Абаза ! и Адыг !
Последний из ушедших я – Убых…!!!
Я из Абхазии ! Я родом — с Кабарды !
Я горец…в окружении «орды»!!!

Я горец ! Не всегда от слова – горы!
Я горец ! – Утонувший…в море крови…!
Я горец ! Кто друзьям был верный друг!
Я горец ! Да! Я – гордый ! Я — Шапсуг!

Эй Вы!!! — «Учители морали »
Где были вы ! – КОГДА…
Намыс! Адыги знали !
Что, испокон веков, здесь люди чтут!!!
Суров закон тех гор – не предают!!!

Наше солнце не увидит пусть закат !
И дождется сыновей отец без боли …!
Ты услышь меня твой предок – Нарт!!! — Мой брат!
Песня эхо …грустной вехи нашей вторит… .
Ты услышь меня твой предок – Нарт!!! — Мой брат …
Песня эхо – грустной вехи…нашей вторит.

Я и Махош ! Жаней ! Егерукай !
Я – Абадзех! Я – Хатт ! Абаск – тем боле !!!
Род Бесленей ! И род мой – Натухай !
Я – Темиргой !
Ничто нас не расколет !!!

Никто не вправе прошлое винить …
Никто не вправе прошлое не помнить!!!
Забыть свой род – связующую нить –
То значит …Уже будущее стонет !!!

Я горец ! Кто не может жить в неволе !
Я горец ! Да ! От слова часто – горе …
Я горец ! Среди равных нет здесь слуг !!!
Я горец ! Да ! Я гордый ! Я – Бжедуг!

Наши горы озарит пускай рассвет !
И увидят счастье наши поколенья!!!
Ты найди в себе самом во всем ответ,
Что не сделал,…не успел…ты к сожаленью…
Ты найди в себе самом во всем ответ!
Ты был горец !…Но кем стал ?!!!
- Со дня рожденья…
Ты был горец !…Но кем стал…
…Со дня рожденья!!!

РАМАЗАН КЪАМБИ

Отзыв irishka 09.09.2012

Абхазы принадлежат к абхазо-адыгской языковои группе,или заподно -кавказскои группе коренных кавказских племен.Среди родственных адыгских (черкесских) племен они были известны под разными названиеями: » абадза»азеха’, или ‘азега*(от черкесского *азэгъе* происходит *азега*-название абхазов,встречающееся в этнографическои литературе Х1Х века);кабардинцы называли абхазов по именам горных абхазских племен — *аибга* и *мудави*(мда@аа,мда@еиаа),убыхи называли абхазов *басхыг*,карачаевцы-*ахчипсы*.Турки абхазов именуют *абаза*
Сами абхазы называют себя *апсуа*.Абхаз*,*абаза*,*апсуа*,видоизменения одного и того же этнонима,восходящего к одномму корню *ПС*.Ю*БЗ*.Название *АПСНЫ* этнического происхождения,оно означает *место или страну апсов, или апсуицев*,т.е.,как это бывает нередко, по имени древнеабхазского племени(по-видемому,апсилов) была названа и страна.Вместе с тем слово *Отечество*(Апсадгьыл) в абхазском языке означает *землю предков*,*земля души*,так как термин *абхаз*,*душа*,*Родина* имеют один корень *ПС*.
Абхазскии этнически элемент представлен и на Северном Кавказе.Это- АБАЗИНЫ,называющие себя *абаза*.До 14 века они жили на своеи первоначальнои родине, по побережью Черного моря, частично в пределах Малои Абхазии. Они на две основные группы-тапанта и ашхаруа.Последние,как полагают,поселилсь за хребтом значительно позднее(18-19вв).Абазины населяют верховья рек Большои и Малый Зеленчук,Уруп,Ходзь,Гупс,Кума и Кубань.Разбросанные по разным районам,они живут в следующих 15 селениях,главным образом ,Карачаево-Черкесскои республики: Апсуа,Абаза-Хабль,Абазакт,Мало-Абазинское,Ново-Кувинское,Старо -Кувинское,Тапанта,Псыж,Псаучья-Дахе,Каро-Паго,Эльбурган,Кубина,Инджикчкун,Коидан и Красно-Восточное(последние два недалеко от Кисловодска)

Отзыв irishka 22.09.2012

хаит неужели абаза появились!))
мыш бзита !))

Отзыв rustam 13.10.2012

Рах1аги Бзита)))) Иришка))), Спасибо что не забыла про нас!!!
Есть вопрос один! Откуда эти данные???

Отзыв irishka 21.11.2012

Как это я забуду о части своего народа)))данные из разных источников)

Отзыв soslan 17.12.2012

и от осетин душевный салам абазинам))

Ваш отзыв