Понтийские греки. Кто они?

Автор: . 27 Июл 2012 в 12:52

История греческой диаспоры в России насчитывает тысячелетия, со времён греческой колонизации Северного Черноморья. Связь двух народов уходит глубокими корнями в историю. Русь, в большей мере, чем другие державы Европы, использовала в своих политических интересах традиции и моральный престиж Византийской империи. Династический брак Ивана III с Софьей Палеолог имел целью подкрепить притязании Руси на роль преемницы. В последствии, русские государи объявили себя прямыми наследниками Византии, а Москву провозгласили «Третьим Римом».

В истории различных государственных образований на территории России, Кавказа и Причерноморья греки сыграли выдающуюся культурно-творческую роль. Местами компактного проживания греков было Закавказье и Черноморское побережье Крыма, Кавказа.

Поселения греков на Черноморском побережье существовали ещё с античных времён, а вот «корни» греков (понтийцев), проживающих в настоящее время в Северной Греции, на Кубани и курорте Геленджик надо искать на Анатолийском побережье Турции. Там, в Малой Азии, на землях бывшей Трапезундской империи. В начале 20 годов XX века предпринимались попытки возродить греческое Понтийское государство, возникшее в 1 тысячелетии до нашей эры, после массовой миграции греков из перенаселённых городов – государств античной Греции на благодатные малоосвоенные земли за морем.

Первыми переселенцами были купцы и мореплаватели, которые не только наладили торговые связи, с местными племенами, но и основали небольшие поселения – колонии, со временем превратившиеся в процветающие города: Пантикопей (Керчь), Баты (Новороссийск), Горгиппия с Синдской Гаванью (Анапа). «…За Синской Гаванью (г. Анапа) народ керкеты. За керкетами народ тореты и эллинский город Торик с гаванью». Так писал о нашей местности древнегреческий географ Псевдо-Скилак а 4 веке до нашей эры.

Это одно из первых упоминаний о греческой колонии на берегу нашей бухты, хотя учёные предполагают, что эти сведения о Торике заимствованы Псевдо-Скилаком из труда Скилака Кариандского. Есть также предположения, что и до начала периода активной колонизации, греки использовали удобную бухту в качестве гавани для стоянки судов, проникая сюда, скорее всего не западным, а южным путём, чему способствовало морское течение. Да и возникновение города было не случайно; бухта соответствовала всем необходимым требованиям при определении места для нового поселения. Это условия безопасности, пригодные для земледелия почвы и наличие гавани для развития морских коммуникаций.

К моменту основания торговой колонии Торик (Торикос) на берегах Средиземного и Чёрного морей существовало большое количество городов-полисов (или колоний), которые в последствии объединились в царства. Вначале на берегах Малой Азии возникло Понтийское, а затем в Северном Причерноморье – Боспорское царство.

Рубрики: вести

Обсуждение
Отзыв kovarnaj 28.07.2012

Понтийское государство, возникшее на развалинах империи Александра Македонского, в результате ряда захватнических войн покорило почти всю территорию Малой Азии, включая земли Колхиды. Большую роль в будущем развитии Понтийского царства играл г. Милеет – крупный ремесленный и торговый центр… От его причалов в VI веке до нашей эры уходили корабли с купцами и мореплавателями для освоения земель Северного Причерноморья, где в последствии, и было основано Боспорское Царство. На юго-восточной окраине царства располагался г. Торикос. Найденные в окрестностях Геленджика понтийские, боспорские монеты, большое количество фрагментов разнообразной греческой посуды, свидетельствуют о том, что город находился на оживлённом морском торговом пути и играл не последнюю роль. Население города занималось посреднической торговлей, рубкой и продажей леса, земледелием, рыболовством, охотой, и, по-видимому, ремесленным производством.

Здесь бы хотелось привести один факт: в античной Греции, на побережье Аттики существовал город с одноимённым названием – Торикос. Развалины этого античного города в Греции существуют и поныне, неподалёку находится современный город Торик, а рядом порт Лаврио. Такое совпадение даёт возможность предположить что своё название город получил не от местного племени «тореты», а скорее, наоборот. К тому же греческий Торикос был основан на один век раньше, в VII веке до нашей эры.

К большому сожалению, никаких других фактов, подтверждающих эту гипотезу нет и причин тому много. Но главная та, что наш античный Торикос практически полностью разрушен. Одна часть была затоплена морем, а другая уничтожена «благодаря» нерадивости и некомпетентности хозяйственников. И всё-таки, как свидетельствовал римский император Цицерон, все греческие колонии, возникшие на побережье Чёрного моря (а значит, и Торикос), представляли собой как бы кайму, подшитую к бескрайним просторам варварских полей.

Отзыв kovarnaj 29.07.2012

В I веке до н.э. греческие колонии, Боспорское и Понтийское царство попадают под власть Римской империи. А через несколько веков (в IV веке до н.э.) империя распадается на 2 части: Западную (Римскую) и Восточную (Византию).

На протяжении столетий менялись названия государств, имена правителей, но связь (вначале только торговая, а в последствии, и динамическая) между северным и южным Причерноморьем сохранялась. Существует она и сейчас, правда только, в основном торговая.

В 1204 году под ударом крестоносцев Византийская империя пала. Но, по истечении времени, она стала вновь возрождаться. Теперь уже отдельными империями и среди них – Трапезундская.

Трапезундская империя занимала важное место в системе экономических и политических связей стран Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. С момента своего образования она была несколько обособлена по отношению к другим греческим государствам Малой Азии. В её власти находились крупнее порты, плодородные земли и богатые различными ископаемыми области на побережье Чёрного моря от Самсуна до Фасиа (река Риони).

Ядро Трапезундской империи составлял Трапезунд – крупный торговый и ремесленный центр. Источником богатств Трапезунда была торговля с Причерноморьем, Кавказом и Месопотамией.

В 1461 году в результате нашествия турецкой армии Трапезундская империя пала. Турецкое иго принесло неисчислимое бедствие греческому и другим народам, христианского вероисповедания. Гонения на христиан сопровождались резнёй. Спасаясь от физического уничтожения, основная масса населения переселяется в горы и на северное побережье Анатолии, т.е. в область древнего Понта Палемонийского.

Отзыв kovarnaj 03.08.2012

Турецкое нашествие принесло беды не только народам южного Причерноморья, но и Северного. К этому времени из племён, населявших Черноморское побережье Кавказа, образовалась адыгейская народность. Но «лакомый кусочек» побережья Кавказа, притягивал к себе английских и турецких эмиссаров, да и Россия вела борьбу за выход к Чёрному морю. Очередная русско-турецкая война закончилась в 1829 году победой России и подписанием Адрианопольского договора. Для утверждения своей власти Россия строит на побережье укрепления (форпосты). Самое первое было построено в 1831 году на берегу нашей бухты и, хотя турецкие эмиссары подстрекали адыгов (черкесов) на военные действия, снабжая их английским оружием, взаимоотношения русских солдат и местного населения в большинстве своём, были доброжелательными. Адрианопольский мирный договор определил границы Греции.

Реакционная политика мусульманского духовенства Турции в отношении покорённых народов, боязнь полного физического уничтожения, заставила греков из Турции вновь обратиться за помощью к единоверной России. К этому времени (60-70 года XIX века) в России заканчиваются военные действии на Кавказе. Большая часть адыгов, поддавшись уговорам, уезжает в Турцию, оставшихся – насильно переселяют на Кубань. Но ещё долго в отдельных селениях жили адыгейские семьи. Поэтому названия некоторых населённых пунктов в окрестностях Геленджика, да и само название «Геленджик», сохранили адыгейские корни.

Итак, русский царизм, проводивший колониальную политику на Кавказе, решил проявить «гуманизм». Под предлогом защиты христианского населения Турции и боясь окончательной дискриминации в глазах еврейского общественного мнения, царское правительство даёт согласие на переселение греков в пределы Российской империи.

Такое согласие поднимало престиж России в христианском мире и давало возможность прослыть, с одной стороны, добрым защитником христиан, а с другой стороны – получить дешёвые рабочие руки. В результате правительственных мероприятий, на Кубань направляется официально организованный поток греков из Турции.

Указ царского правительства от 10 марта 1866 года дал возможность не только селиться в России турецкоподданным армянам и грекам, но и защищал их. Известно, что с целью переселения, управление наместника на Кавказе командировало в Турцию агронома Харистова для приглашения армян и греков.

Отзыв kovarnaj 11.08.2012

На новых местах они продолжали вести привычный уклад жизни, сложившийся столетиями: держали домашний скот, выращивали табак, виноград. Греки сохранили язык (понтийский), диалект греческого языка и вероисповедание – православие.

Среди понтийцев были и принявшие турецкий язык (так называемые «урумы» – их поселения сохранились в Западной Грузии). Некоторая же часть греков изъяснялась на своеобразном языке, диалекте турецкого, но с большим количеством греческих слов.

В результате неудавшейся попытки образования греческой республики Понт на Анатолическом побережье Турции, новый поток переселенцев из Турции относится к 20-м годам прошлого столетия.

В 1921 году был подписан договор Советской России с Турцией. Зафиксирована новая граница, по которой Карская область и другие районы отошли к Турции. В этом же году подписывается договор между Грецией и Турцией. Оба договора предусматривали право на обмен мирного населения. Но это было только на бумаге, ибо началось очередное жестокое истребление христиан и ещё один этап трагической истории греков-понтийцев.

Многие греки уезжали в Россию, с тем, чтобы затем перебраться в Грецию, но многие оседали на местах, ранее обжитых предшественниками.

До сих пор нет возможности установить, какое количество понтийцев переселилось в Россию и на Черноморское побережье Кавказа. Можно только отметить, что основных потоков переселенцев было два: после 1866 года и в 1920-21 годах. Однако, каждая война, будь то русско-турецкая или греко-турецкая, заставляла людей покидать родные места и искать другие, чтобы выжить и растить детей.

На Черноморском побережье и Кубани греки селились компактными группами, которые обосновывались в трёх наиболее заселённых регионах: Анапа, Геленджи, в нескольких селах Крымского района, Туапсе, Сочи, а также в районах Адлера, Краснодара, Горячего Ключа, Нефтегорска.

Начиная с 1864-1866 стали появляться греческие поселение в Геленджике и сёлах близ него: Прасковеевке, Пшаде, Кабардинке, Адербиевке. Писатель беллетрист Семён Васюков в книге «Край гордой красоты» писал: «…община смешанная и состоит из русских и греков с преобладанием первых, русских 776 душ и греков 92..» в Прасковеевке же, как упоминает С.Васюков, «проживало греков 300 душ, русских 100».

Спустя несколько десятилетий, в Геленджике и окрестных селениях были построены церкви: в Кабардинке – в 1892 году, в Прасковеевке – 1896 году, в Адербиевке приход был открыт в 1892 году, а в 1906 году построена каменная церковь. Обычно при церквях открывались школы. Вначале служба в церкви и преподавание в школах велись только на одном языке – русском, позже на обоих: русском и греческом.

Отзыв kovarnaj 13.08.2012

До настоящего времени здания церквей сохранилисьтолько в Прасковееке и Адербиевке. К сожалению, не удалось пока установить место, где находилась церковь в Кабардинке. В годы войны она была разрушена. Известно, что в 1892 году временно обязанности священника исполнял Авраам Трандофилов.

Не сохранилось здание греческой церкви и в Геленджике. По воспоминаниям геленджичанок К.И.Игнатиади, К.В.Сыровой, она располагалась на пересечении современных улиц Садовой и Красных Партизан. Не сохранилось здание Народного дома, располагавшегося на углу улиц Ленин и Серафимовича. В Народном доме проводились вечера танцев для молодёжи, работали кружки. А.И.Папа-Лазариди рассказывала, что в 1924 году была создана труппа народного театра, руководил которой Карамшиди. Труппа ставила спектакли на русском и греческом языках.

До 1937 года в Геленджике существовали греческий клуб, несколько кофеен, греческая школа.

Очень часто жители города – и русские, и греки – собирались на поляне (территории школы №1), где проводились народные гуляния. Греки играли на народных инструментах: лире, зурне, пели народные песни, исполняли мужской танец «Лазико» а потом – все вместе «Тригону».

С 1937 года греки, как и многие другие народы СССР, подверглись жестоким гонениям. Закрылись греческие церкви, все учебные заведения, начались массовые выселения в Сибирь и Среднюю Азию. Лишённый всех гражданских и национальных прав, Греко-понтийский советский народ стал безвинной жертвой.

Но, несмотря на невзгоды, благодаря своему жизнелюбию, трудолюбию, способности стойко бороться с притеснениями, народ выжил и сумел сохранить свои обычаи и обряды.

Отзыв azamat 13.08.2012

Ой…….как приятно слышать о понтийских греках!!!)))
отдыхал два года в витязево ( посёлок под анапой ), там много их. Множество магазинов, кафе, гостиниц и.т.д. с греческими названиями, архитектура в греческом стиле, красавицы гречаночки, да и жили мы у одного хорошего грека.

Просмотрев этнонимы черноморского побережья я немного запутался)))
греки, турки, адыги? кто же является коренным народом населяющим это побережье???

Отзыв rus 13.08.2012

видел много кавказских гречанок, внешне не отличить от кавказок)

Отзыв kovarnaj 15.08.2012

турки никогда не будут коренным народом черноморья)))))))

греки вообще похожи на кавказцев))

Отзыв garik 16.08.2012

раньше Черное море называлось Понтийское море, отсюдо и название Понта и понтийских греков

Отзыв giga 19.08.2012

Kara deniz-tak turki nazivayut chernoe more chert poberi skolko vreda oni prinesli narodam Kavkaza Severo kavkazcev oblachili v musulman u Gruzin,Armyan otobrali zemli nas oni voobshe polovini nashego vsego lishili(obidno(

Отзыв vaja 21.08.2012

Да… Греки по закону имеют право на всю нынешнюю Турцию, за исключением её востока. Ведь помимо Понта были регионы: Арминиак, Асия, Лидия, Фракия, Пергам, Анатолия….
Если говорить о Понтийцах, то их прогнали из своих домов в количесте полумиллиона, не считая тысяч убитых. Ныне их потомками считаются около 4 млн. людей по всеми свету.
Понт Эвксинский(старое название Черного моря) переводится как «приветливое море»)))

Отзыв garik 22.08.2012

не на всю..
немного и армяне имеют)) да и грузины..

Отзыв vaja 23.08.2012

я жи написал что кроме востока Турции))) Т.к. мы и есть восток)

Отзыв kovarnaj 23.08.2012

у меня есть родтсвенники греки, правда не кровные)

Отзыв vaja 24.08.2012

у меня сестра замужем за Грека)

Отзыв giga 24.08.2012

Haika u tebya vse chisto Armyane da?))))

Отзыв giga 25.08.2012

Haika i kak zovut tebya?

Отзыв erik 29.08.2012

Армяне и Греки братья на веки :-)

Отзыв kovarnaj 31.08.2012

Христо кровные родственники конечно все армяне

меня не зовут, я сама прихожу)

Отзыв giga 01.09.2012

Haika ti i vpravdu Kovarnaya))

Отзыв giga 02.09.2012

Ti chto svoyu rodnyu do 10 go kolena znaesh?))
Prikol ti neojidanno uznaesh chto u tebya est pra pra pra ded turok))))

Отзыв kovarnaj 03.09.2012

Христо не оскорбляй мой род, а то станешь получать пенсию по инвалидности)

Отзыв giga 06.09.2012

)))ti i do Afin dobereshsya?)))

prosti za shutku)))

Отзыв kovarnaj 15.12.2012

доберусь) попрошу своих греческих родственников)

Отзыв giga 04.01.2013

Haika slushay s toboy nado drujit)
rugatsya s toboy opasno))

Отзыв anna 04.01.2013

19 мая — День памяти жертв понтийского геноцида
Геноцид 1916-1922 гг. — самая трагическая страница истории понтийского народа; это боль, которую не изжить, рана на сердце, никогда не заживающая. Понтийцам пришлось много вынести на протяжении трех тысячелетий своей истории, но геноцид был страшнее всех ранее бывших несчастий — ведь у греков Черного моря он отнял не только родных и близких, но и Родину. Кроме самих понтийцев, немногие в мире сегодня знают и помнят об этой трагедии — 20 век создавал и разрушал огромные
империи, потрясал земной шар ужасами мировых войн и революций, и на этом страшном фоне гибель маленького народа на севере Малой Азии оказалась — увы! — почти незамеченной. Однако память о геноциде необходима не только потомкам и родственникам погибших — знать об таких страшных событиях в истории человечества нужно всем. Ведь, забывая о боли другого, проходя равнодушно мимо, человек убивает в себе частицу своей «человечности» — a этого нельзя допускать, чтобы подобные трагедии не могли вновь повториться…
мы всегда будем помнить, и никогда не забудем!!!!!!!!

Ваш отзыв