Ходжалынская трагедия азербайджанского народа (1992 год)

Автор: . 02 Май 2012 в 22:55

В теме предлагается рассмотреть события в городе Ходжалы в феврале 1992 г.
Автор идеи (и, соответственно, темы) - Novruz Veliev

По ходу обсуждения буду размещать здесь ссылки по теме.

Рубрики: вести

Обсуждение
Отзыв novruz 07.05.2012

http://www.justiceforkhojaly.org/

http://www.khojaly.org/

http://vkontakte.ru/album10708555_105254107

http://vkontakte.ru/video10708555_140109244

«Ходжалинский геноцид, направленный в целом против

азербайджанского народа, своей немыслимой жестокостью

и нечеловеческими методами расправы, является актом

зверства в истории человечества. Этот геноцид, в то же время,

является историческим преступлением против всего человечества».

Гейдар Алиев

Отзыв novruz 07.05.2012

Ходжалинский геноцид вошел в историю Азербайджана как одна из самых страшных и трагических страниц. Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев в связи с 10-летием Ходжалинского геноцида, обращаясь к азербайджанскому народу, отметил: «Этот жестокий акт геноцида вошел в историю человечества как один из самых страшных массовых террористических актов».

Необходимо отметить, что в течение 200 лет азербайджанский народ постоянно подвергался этнической чистке и политике геноцида со стороны армянских шовинистов. Азербайджанцы изгонялись со своих исторических земель, становились беженцами и вынужденными переселенцами, и все это сопровождалось массовыми убийствами, совершаемыми армянами. Изгнание азербайджанцев со своих историческо-этнических земель продолжалось и в советский период. В 1948-1953 гг. из Армении было депортировано 150 тысяч азербайджанцев, которые были размещены в Кура-Аразской низменности. А в 1988 году с этой территории было изгнано 250 тысяч азербайджанцев, проживавших на своих исторических землях, и таким образом Армения превратилась в моноэтническое государство. События, развернувшиеся вокруг Нагорного Карабаха с 1988 года, стремления армянских идеологов претворить в жизнь безумную идею под названием «Армения от моря до моря» привели к разрушению сел, городов, смерти десятков тысяч невинных людей, изгнанию сотен тысяч азербайджанцев со своих исторических земель.

Армянское государство, вопреки всем международным нормам, пытается присоединить к себе Нагорный Карабах, демонстрируя при этом готовность к преступлениям и зверствам. Ходжалинский геноцид, являющийся трагедией ХХ века, является результатом этой агрессивной и преступной политики армян. Эта трагедия, произошедшая в конце ХХ века, является одним из тяжелейших преступлений, направленных не только против азербайджанского народа, но и против всего человечества. Ходжалинский геноцид стоит в одном ряду с такими ужасными трагедиями века как Хатынь, Хиросима, Нагасаки и Сонгми.

Какую цель преследовали армяне, выбирая своей мишенью город Ходжалы? Если с одной стороны преследовалась цель уничтожения в горной части Карабаха помех стратегического значения, то, с другой стороны, армяне просто хотели полностью уничтожить Ходжалы — поселение, отражавшее исторические и культурные традиции народа с древних времен до современного периода. Эта особая культура вошла в историю как Ходжалы-Гедабекская культура. Кромлехи, долмены, циклопы, курганы и другие памятники Ходжалы, а также различные предметы быта представляют собой образцы культуры, отражающие динамику развития человеческого общества. Уничтожение после армянской оккупации всех этих памятников культуры, Ходжалинского кладбища, считающегося одним из самых древних мест захоронений, посредством техники, будучи наглядным примером армянского вандализма, является актом насилия, направленным против мировой культуры.

Отзыв novruz 10.05.2012

26 февраля 1992 года армянские военные подразделения в городе Ходжалы с 7 тысячным населением осуществили акт геноцида. Во время нападения на город военных подразделений здесь было всего около трех тысяч человек, потому что из-за нахождения города в блокаде более 4 месяцев большая часть населения была вынуждена его покинуть.

Во время Ходжалинского геноцида было убито 613 человек, 1000 мирных жителей различного возраста стали инвалидами от полученных пулевых ранений. Было убито 106 женщин, 63 малолетних ребенка, 70 стариков, 8 семей были уничтожены полностью, 25 детей потеряли обоих родителей, 130 — одного из родителей. В ночь трагедии 1275 мирных жителей было взято в плен, о судьбе 150 из них до сих пор ничего неизвестно.

Все это было воплощено в жизнь армянскими военными с особой беспощадностью и немыслимым зверством. В нападении участвовали также 2-й батальон 366-го полка под командованием майора Оганяна Сейрана Мишеговича (в данный момент Оганян Сейран является «министром обороны» незаконного режима в Нагорном Карабахе), 3-й батальон под командованием Евгения Набокихина, начальник штаба 1-го батальона Читчян Валерий Исаевич и свыше 50 армянских офицеров и прапорщиков полка. («Из материалов следствия по делу оккупации Ходжалы».)

Часть населения, желающего спастись бегством, была убита в заранее расставленных засадах. По информации Российского правозащитного центра «Мемориал» за 4 дня в Агдам из Ходжалы было доставлено 200 трупов, были зафиксированы факты надругательства над десятками трупов. В Агдаме 181 труп (130 мужчин и 51 женщина, в том числе 13 детей) прошел судебно-медицинскую экспертизу. Во время экспертизы было обнаружено, что причиной смерти 151 человека явились пулевые ранения, 20-и — осколочные ранения, 10 человек скончались от ударов тупыми предметами. Центром правовой защиты также отмечен факт скальпирования живых людей.

Эпизоды Ходжалинского геноцида приводят человека в ужас. Жительница Ходжалы Антига, отказавшаяся произнести требуемые армянскими военными слова «Эти земли — часть Великой Армении», была сожжена заживо. Другая жительница Ходжалы Сария Талыбова рассказывала, что «4 туркам-месхетинцам и 3 азербайджанцам отрубили головы над могилой армянина. Затем еще двум азербайджанцам выкололи глаза».

Армяне издевались и над оставшимися в живых людьми. Скальпировали, отрезали головы и другие части тела, детям выкалывали глаза, животы беременных женщин вспарывали. Во время атаки в Ходжалы были использованы запрещенные патроны калибра 5,45 и химическое оружие. Все это подтверждает факт нарушения Арменией протоколов Женевской конвенции и осуществление геноцида против мирного населения.

Отзыв novruz 22.05.2012

Учинение Ходжалинского геноцида с особой жестокостью привело в ужас русских, грузинских, английских, французских, немецких, американских, а также других журналистов и публицистов, являющихся гражданами других стран.

В обращении хождалинских беженцев в ООН, Европейский Союз и Организацию по Безопасности и Сотрудничеству в Европе говорится: Уже более 10 лет, как мы, ходжалинцы, ставшие беженцами, с болью в сердце, и в то же время с большой надеждой обращаемся ко всем миролюбивым народам, во все международные организации. Мы просим Вас не оставаться равнодушными к беде, постигшей нас в результате армянской военной агрессии. Мы верим, что такие авторитетные международные организации мира как ООН, ЕС и ОБСЕ, миролюбивые страны примут меры в отношении агрессии и произвола такого государства как Армения.

Принятые в мире международные конвенции, всемирные законы осуждают акты геноцида, подобные Ходжалинской трагедии, заявляют о его недопустимости. Азербайджанский народ в праве подать иск в Международный суд ООН против Армянской Республики, руководствуясь конвенцией «Предупреждение и наказание преступления геноцида» от 9 декабря 1948 г. Мир должен знать о том, что это преступление направлено не только против азербайджанского народа, но и против всего человечества. Сегодня люди, занимающие высокие посты в Армении, Сейран Оганян, Серж Саркисян, а также Роберт Кочарян и другие, как виновники случившегося геноцида, должны ответить перед международным судом».

Преступление не должно остаться безнаказанным. Военно-политическая агрессия Армении должна быть обвинена мировой общественностью. Международные организации, парламенты стран мира должны дать международную, политико-правовую оценку ходжалинскому геноциду, совершенному Армянской Республикой на территории Азербайджана, как подлинному геноциду.

Отзыв novruz 24.05.2012

Сразу отвечу армянам, которые ссылаются только на армянский сайт ходжалы.нет!! Есть очень хорошая статья опровержения, в которой ставит в тупик армян!

Отзыв novruz 29.05.2012

ХОДЖАЛЫ.НЕТ ИЛИ ИСТОРИЯ «АРМЯНСКОЙ ПРАВДЫ»

25-26 февраля. Дни скорби азербайджанцев всего мира.

Прошло уже 18 лет со времени трагедии в Ходжалах, но до сих пор невозможно сдержать эмоций, гнева и слёз при мысли о бесчеловечных жестокостях, которым подверглось мирное население города — старики, женщины и дети.

Одной из причин, углубляющих пропасть между азербайджанцами и армянами, является реакция на ходжалинскую трагедию правительства Республики Армения и армянских СМИ.

Официальная позиция Армении заключается в том, что резню в Ходжалы устроили … сами азербайджанцы. Азербайджанцы сами расстреляли азербайджанских женщин, детей и стариков, сами изуродовали трупы.

Естественно, что на цинизм подобного масштаба сложно реагировать хладнокровно. В данной статье, однако, сделана попытка спокойно разобраться в армянском видении Ходжалинской трагедии. Нашей целью является осознание причин и истоков армянской позиции по оценке Ходжалинской резни, а также сути их аргументации.

ИСТОКИ

Впервые на высоком международном уровне это видение было озвучено в конце февраля 1997 года в письме, распространенном МИД-ом Армении в ООН[1]. В качестве обоснования армянской версии событий в нём цитировалось мнение правозащитной организации Human Rights Watch и интервью первого президента Азербайджана Аяза Муталибова, данное журналистке Дане Мазаловой.

Столь откровенное извращение фактов вызвало реакцию международной общественности. В письме министру иностранных дел Армении исполнительный директор Human Rights Watch Холли Картнер выразила удивление подобной интерпретацией докладов HRW и заявила, что возлагает прямую ответственность за гибель мирных жителей на «карабахские армянские силы»[2].

Мнение Аяза Муталибова, опубликованное позже, также было однозначным:

«История притязаний на азербайджанские земли знает немало кровавых страниц, бойня в Ходжалах — одна из таковых. И не следовало некоторым армянским деятелям играть на провокациях отдельных журналистов, в погоне за сенсацией или по каким-то иным причинам переиначивающих смысл некоторых моих высказываний и заявляющих «со ссылкой» на меня, что азербайджанцы якобы «сами» устроили ходжалинскую трагедию, чтобы получить пропагандистский козырь».

Отзыв novruz 30.05.2012

«ПОРТРЕТ:

Дана (Яна) Мазалова — чешская журналистка. Впервые посетила Ереван в 1982-м году, после чего, по собственному признанию, «полюбила Армению». В 1991-м году приобрела известность после серии агрессивно анти-азербайджанских статей в харьковской газете «Ориентир ДиП» и других изданиях.
В своих статьях активно «проталкивала» идею, что «азербайджанское руководство занимается бесчеловечным изгнанием армян из Нагорного Карабаха». Общалась с Еленой Боннэр, лоббирующей интересы армян в России. Утверждает, что сопровождала Чингиза Мустафаева во время его первого вылета на место Ходжалинской трагедии. Однако правозащитники HRW свидетельствуют, что во время первого вылета Мустафаева сопровождал французский журналист [Жан Ивс Жанет]. После Ходжалинской трагедии опубликовала в «Независимой Газете» интервью с Аязом Муталибовым, которое приобрело скандальную известность. Муталибов утверждает, что журналистка переиначила его слова. В 1993-м году была уволена с чешского телевидения, после чего армянская диаспора в Чехии, возглавляемая главным редактором армянского журнала ОРЕР (Прага) Акопом Асатряном, по его собственному признанию, активно «боролась за ее права». В последующие годы продолжала тесно сотрудничать с Арменией и армянской диаспорой. Продолжает публиковать статьи в чешской прессе, освещающие армянскую позицию в карабахском вопросе. Автор документального фильма «Страна под Араратом» о землетрясении в Армении в 1988-м году. Постоянно участвует в мероприятиях, посвященных требованиям к чешскому правительству о признании «геноцида армян в Турции». Частый докладчик по армяно-азербайджанскому конфликту на семинарах и конференциях в Восточной Европе. В феврале 2010 года совершила неудачную попытку сорвать мероприятие, посвященное Ходжалинской трагедии в чешском городе Лидице».

Шокирует даже не попытка перебросить ответственность на пострадавшую сторону (история знает немало подобных примеров), а то, что для обоснования одной лжи армянские дипломаты используют другую — легко опровергаемую — ложь.

Так на что они рассчитывали? На то, что международные организации и дипломатические ведомства других стран не знакомы с общедоступным докладом HRW? Или на то, что Human Rights Watch и Аяз Муталибов будут хранить молчание?

На первый взгляд, появляется ощущение неадекватности армянских официальных лиц. Ибо каким образом можно выдвигать подобное на международной арене и подкреплять это откровенной фальсификацией общедоступных официальных документов? Зачем нужна такая безыскусная и легко опровергаемая ложь? Почему Армения заняла неудобную для собственного внешнеполитического ведомства позицию, которая вызывает осуждение западной общественности и которую невозможно обосновать?

Отзыв novruz 11.06.2012

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, если при обзоре ситуации выйти за рамки армяно-азербайджанского конфликта и обратить внимание на внутриполитические процессы, протекавшие в Армении в конце 1996-го – начале 1997-го годов.

Именно в этот период «карабахский клан» начинает последний этап подготовки к сосредоточению власти в Армении в своих руках. В ноябре 1996-го года Гос.Комитет Национальной Безопасности Армении и МВД Армении объединяются в одно ведомство, главой которого становится Серж Саркисян. В марте 1997-го года Роберт Кочарян занимает пост премьер-министра Армении.

И уже в мае 1997-го года начинается перелом в некогда теплых отношениях между «карабахским кланом» Кочаряна и Саркисяна и «ереванским кланом» Левона Тер-Петросяна, бывшего на тот момент президентом Армении. Конфронтация эта закончилась отставкой Тер-Петросяна в феврале 1998-го года и длящимся по сей день воцарением «карабахцев».

Задолго до этих событий, пока «карабахцы» еще не помышляли о полном захвате власти в Армении, их речи о событиях в Ходжалы были бесхитростны и прямолинейны. К примеру, британский журналист Томас де Ваал цитирует следующее высказывание Сержа Саргсяна:

«Но я думаю, что главный вопрос был совсем в другом. До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот [стереотип].»[3]

В докладе правозащитной организации «Мемориал»[4], которая параллельно с HRW провела собственное расследование, позиция руководителей карабахских армян была представлена следующим образом:

«Верховный Совет «НКР» выступил с заявлением, где высказал сожаление о случаях жестокости при взятии Ходжалы. Однако никаких попыток расследования преступлений, связанных с взятием Ходжалы, предпринято не было.

В беседах с наблюдателями «Мемориала» официальные должностные лица не отрицали, что при взятии Ходжалы могли иметь место зверства, так как среди членов армянских вооруженных отрядов есть озлобленные люди, чьи родственники были убиты азербайджанцами, а также лица с уголовным прошлым».

Однако в 1997-м году намечавшемуся захвату власти мог помешать тот факт, что претендующие на абсолютную власть люди — преступники, чьи руки обагрены кровью мирных жителей. Ведь именно Кочарян и Саркисян возглавляли действующие в Карабахе армянские бандформирования.

И если бы трезвая часть армянской общественности в полной мере осознала этот факт, то поняла бы: люди, отдавшие приказ жестоко расправиться с детьми, женщинами и стариками другого народа, могут быть столь же жестоки по отношению к своему. (Впоследствии так и произошло: расстрел парламента Армении в октябре 1999-го года, жестокая расправа с собственными гражданами в марте 2008-го года имеют тех же виновников, что и ходжалинская резня, с той разницей, что Саркисян и Кочарян на этот раз обагрили руки армянской кровью).

Отзыв novruz 17.06.2012

Именно поэтому в начале 1997-го года на вооружение была взята идея о «вине азербайджанцев», пусть даже и с нанесением ущерба имиджу армян на международной арене. Ибо внутренние процессы в тот момент имели для «карабахского клана» приоритетное значение. Внутри Армении началась широкая кампания по формированию новой «правды о Ходжалы». Раздававшиеся в армянском обществе голоса правозащитников Карена Огаджаняна и Микаэла Даниэляна, осуждавших подобную «правду» и публично извинявшихся перед азербайджанским народом, остались неуслышанными.

Жадное до теорий заговора армянское общество с радостью заглотнуло привлекательную наживку, обеляющую «героев Карабаха» и очерняющую «ненавистных азербайджанцев, способных на все», вплоть до «организации землетрясения в Армении[5]».

Таким образом, кажущаяся, на первый взгляд, неадекватной реакция представляется вполне логичной, если учесть, что у власти в Армении находятся те, кто спланировал и осуществил ходжалинскую резню и множество других, более мелких, но не менее ужасных преступлений. И другая реакция тут просто невозможна, ибо грозит потерей репутации «карабахского» клана в глазах трезвой части армянского общества.

В АРМЕНИИ И ВНЕ ЕЁ: ДВА ПОЛЮСА

Мелик-Шахназарян

Благодаря настойчивому политическому давлению «карабахского клана», на протяжении последних лет в Армении выпускаются статьи, книги и фильмы с «правдой о Ходжалы». Библией, описывающей «армянскую правду», стала работа карабахского «политолога» Левона Мелик-Шахназаряна «Ходжалинское дело»[6]..

При рассмотрении этой работы становится ясно, что «шоковый подход» (простые, незатейливые и легко выявляемые искажения) остается основной характеристикой всех этих материалов.

Расчет прост: продукт внутренний, и разбирать реальную документальную базу никто не будет.

«ПОРТРЕТ:

Левон Мелик-Шахназарян – карабахский «политолог». Родился в 1958-м году в городе Гянджа. В 1974-м году поступил в Ташкентский институт русского языка, по окончании которого работал преподавателем русского языка в Ташкенте. В 1988 году переехал в Азербайджан, где работал заведующим отделом облисполкома НКАО. Принимал активное участие в «карабахском» движении, являлся заместителем председателя движения “Миацум”. Участник карабахской войны. В декабре 1991 года был избран «депутатом» «Верховного Совета НКР». С января 1992 до июня 1995 года был «председателем постоянной комиссии по внешним сношениям карабахских подразделений армянской армии». В 1995-97 гг. работал редактором русской версии газеты «НК Республика». В конце 1997 года переехал в Ереван, где и проживает в настоящее время. Преподаватель кафедры политологии Ереванского Университета международных отношений имени А. Ширакаци».

Для демонстрации достаточно обратиться к нескольким примерам, ибо разоблачение всей работы Шахназаряна займет больше места, чем сама работа, что не является основной целью статьи.

Левон Мелик-Шахназарян пишет:
«Со своей стороны отметим, что все оставшиеся в Ходжалу мирные жители были перевезены в Степанакерт, а через пару дней, согласно их воле, без предъявления каких-либо условий переданы азербайджанской стороне. Факт добровольной передачи Азербайджану жителей Ходжалу, после тщательного расследования, был подтвержден в заключении Московского правозащитного центра общества “Мемориал”»

Отзыв novruz 19.06.2012

В докладе правозащитного центра «Мемориал» сказано:

«…имеются показания жителей Ходжалы, что женщины и дети, также как и мужчины, содержались в качестве «обменного материала». Эти показания подтверждаются личными наблюдениями представителей «Мемориала»: на 13.03 в г. Аскеран еще находились в качестве заложников жители Ходжалы, в том числе женщины и молодые девушки. Имеются достоверные свидетельства о том, что женщины насильственно удерживались в Аскеране и позднее этой даты.

Захват и удерживание в качестве «заложников» мирных жителей Ходжалы, в том числе женщин, находится в явном противоречии с декларированной властями НКР готовностью безвозмездно передать азербайджанской стороне всех мирных жителей Ходжалы. Условия содержания «заложников» были крайне неудовлетворительны, имело место насилие над удерживаемыми жителями Ходжалы».

Как видно из вышеприведенных слов, Шахназарян рассчитывает, что доклад Мемориала никто открывать не будет.

Мелик-Шахназарян пишет:
«Наблюдатели правозащитного центра “Мемориал” при обследовании разрушений в Ходжалу подтвердили факт артобстрела, а не упорных уличных боев, в результате которых могло быть множество жертв».

В докладе правозащитного центра «Мемориал» сказано:
«В результате обстрела города неустановленное количество мирных жителей погибло на территории Ходжалы во время штурма. Армянская сторона практически отказалась предоставить информацию о количестве погибших таким образом людей».

Мелик-Шахназарян также пишет, что у села Нахичеваник погибли в основном азербайджанские солдаты:

«Таким образом, до 29-февраля под массовым избиением азербайджанцев понимались именно эти несколько десятков солдат-азербайджанцев и несколько гражданских лиц, погибших у села Нахиджеваник.

Столкновение между отступающими ходжалинцами и защитниками села Нахиджеваник было неожиданностью для обеих сторон».

Отзыв novruz 20.06.2012

В докладе Human Rights Watch сказано:[7]

«Большинство жителей Ходжалы направились по маршруту, пересекающему неглубокую реку, затем через горы и к рассвету вышли на открытую местность около деревни Нахичеваник, контролируемой армянами. Именно здесь произошел наиболее интенсивный обстрел.

Обстоятельства нападения у Нахичеваника на людей, бежавших из Ходжалы, показывают, что армянские войска и военнослужащие 366-го полка СНГ (последние видимо, действовали не по приказу своих командиров) умышленно проигнорировали правила о ненападении на гражданских лиц».

Примечательно, что при описании событий у села Нахичеваник Шахназарян также «забывает» следующее: согласно докладу Мемориала, официальные представители «НКР» признались, что по ходжалинцам у этого села «с близкого расстояния открыли огонь», пытаясь, впрочем, оправдаться тем, что «вооруженные люди, находящиеся среди беженцев, открыли огонь по армянским заставам».

По Шахназаряну же у Нахичеваника было убито «несколько гражданских лиц». «Забыл» Шахназарян также и то, что официальные лица «НКР» подтвердили представителям «Мемориала» передачу азербайджанской стороне 120-130 тел жителей Ходжалы.

Мы еще вернёмся к событиям у села Нахичеваник.

Естественно Шахназарян, множество раз использующий в своей работе доклад Мемориала в качестве источника, ни словом не упоминает заключительную оценку этой правозащитной организации:

«При осуществлении военной операции по захвату г. Ходжалы имели место массовые насилия над мирным населением этого города. Массовое убийство мирных жителей, находящихся в зоне «свободного коридора» и прилегающей территории, не может быть оправдано никакими обстоятельствами.

Правозащитный центр «Мемориал» констатирует, что в ходе штурма г. Ходжалы действия армянских вооруженных формирований Нагорного Карабаха по отношению к мирным жителям Ходжалы находятся в грубом противоречии с Женевской конвенцией, а также со следующими статьями Всеобщей декларации прав человека…»

Как видно, характеристики работ Шахназаряна и официальных обращений МИД Армении с 1997-го года полностью совпадают.

Мелконян

Однако за океаном, где армянская диаспора преследует общеармянские интересы, а не нужды «карабахского клана», в описании ходжалинской резни наблюдается совсем иная картина, схожая с той, что превалировала в выступлениях карабахцев в первые годы после Ходжалы.

Отзыв novruz 20.06.2012

Как известно, армяне из Франции, США, Сирии и других стран активно участвовали в боевых действиях первой карабахской войны. Одним из руководителей армянских бандформирований был гражданин США Монте Мелконян – член террористической организации АСАЛА, освобожденный в 1989-м году из французской тюрьмы и набравший боевой опыт в уличных боях ливанской гражданской войны. Уничтоженный в июне 1993-го года азербайджанскими ВС, Монте Мелконян объявлен Национальным Героем Армении, его имя присвоено университету и школе в Ереване, мосту и армянскому благотворительному фонду.

В 2005-м году Маркар и Сета Мелконян, брат и жена Монте издали мемуары о его жизни, названные Маркаром «Путь моего брата» (My Brother’s Road – англ.).

Значительную часть этой книги составляют воспоминания и мысли самого Монте, записанные Сетой Мелконян.

Согласно этим мемуарам, Монте не руководил взятием Ходжалы, а прибыл на место событий несколько позже. Вот как там описана ходжалинская резня:

«Около 11 часов ночи приблизительно 2000 армянских боевиков подобрались по густой прошлогодней траве вплотную к Ходжалы с трёх сторон и стали гнать жителей в оставленном свободным направлении на восток. К утру 26 февраля беженцы достигли восточного пика и начали спускаться по склону в поисках спасения в азербайджанском Агдаме, находящемся в шести милях. Там, среди холмиков и уже в пределах видимой безопасности, солдаты Нагорного Карабаха их и настигли. “Они только стреляли, стреляли и стреляли”, — рассказала беженка Раиша Асланова, свидетельствуя представителям Human Rights Watch, проводящим расследование. Боевики Арабо затем вытащили ножи из ножен и начали наносить ими удары.

Теперь только ветер свистел в сухой траве, ветер, который начался недавно и ещё не успел унести запах трупов. Монте прибыл в Мартуни всего 22 дня назад, но уже походил по двум полям смерти, политым кровью пленных и безоружных мирных крестьян. (прим. ред. — Ходжалы и резня в Карадаглы см. ниже). … Монте шел, с хрустом ступая по валежнику, на котором женщины и девочки были разбросаны как куклы. «Никакой дисциплины», — бормотал он. Он знал важность этой даты: это была четвертая годовщина антиармянского погрома в городе Сумгаит. Ходжалы был стратегической целью, но он также был актом возмездия».[8]

Маркар и Сета пытаются показать, что лично Монте не участвовал в кровавых событиях и, наоборот, был против подобных актов. Впрочем, уже неважно, правда ли то, что Монте прибыл на места зверских убийств позже или жена и брат пытаются выгородить близкого им человека — Монте Мелконян получил по заслугам. Важно другое — налицо явные параллели между первоначальными заявлениями руководителей карабахских армян и описанием в 2005-м году этих событий представителями армянской диаспоры, не скованными внутренними целями и задачами «карабахского клана».

В книге Мелконянов невозможно также пройти мимо следующего описания событий в захваченной армянскими боевиками деревне Карадаглы, случившихся до Ходжалы.

«Боевики Арабо и Арамо[9] столкнули в канаву на окраине деревни 38 пленных, среди которых были и мирные жители, включая женщин. Один из пленных вытащил гранату, спрятанную в забинтованной руке, и бросил ее под ноги своему охраннику Левону из Патриотического отряда. При взрыве тому оторвало часть ноги. Солдаты Арамо и Арабо, страстно желавшие отомстить за смерть своего товарища, погибшего еще вчера, начали стрелять в пленных и добивать их ножами, всех без исключения. «Шрам» Эдо, один из пятерых ребят Патриотического отряда из Аштарака, облил нескольких раненых солдат бензином и бросил подожжённую спичку. К моменту, когда Монте подошел к канаве, там была только груда останков.»

Отзыв novruz 20.06.2012

Уверения Мелик-Шахназаряна из «Ходжалинского дела»:
«Надо отметить, что согласно приказу N 1, регламентирующему поведение членов армянских вооруженных сил самообороны НКР, строго запрещалось какое-либо насилие над мирным населением противоположной стороны».

Отзыв novruz 26.06.2012

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ – ХОДЖАЛЫ.НЕТ

24 февраля 2010 года посол Армении при ООН Карен Назарян отправил очередное письмо Генеральному Секретарю ООН. Ясно, что целевая аудитория этих ежегодных писем находится не в кабинетах Организации Объединенных Наций и не в дипломатических кругах стран мира, а в городах и селах Армении.

«Политолог» Мелик-Шахназарян также отметился ежегодной статьей. 26 февраля, руководимый им, армянский информационный портал Voskanapat.info публикует его статью «Террористические банды в Ходжалу необходимо было уничтожить».

Одновременно с этим все армянские СМИ к годовщине Ходжалинской резни распространили более чем звучные анонсы сайта xocali.net:

«Армянская сторона разоблачает азербайджанскую ложь про трагедию в Ходжалу» — News.Am;
«МИД Нагорного Карабаха представила правду о Ходжалу» — Armenia Today;
«Вся правда о Ходжалинских событиях — на сайте Xocali.net» — 7OR.AM;
«Азербайджанский миф лопнул. Презентован сайт Xocali.net» — Aysor;
«Им не с чем идти в суд» — Еркрамас; и т. д.

Давайте же рассмотрим, что представлено на этом сайте, и изменились ли характер и суть аргументации армянской стороны в 2010-ом году.

Основным «сенсационным» разделом этого сайта является раздел «Факты. Подлоги и Фальсификации». Именно здесь кроются, по мнению его создателей, «неопровержимые доказательства» армянской «правды» о Ходжалы.

На первой же странице дано ничем не подкрепленное утверждение:

«Данный эпизод отличается от других прежде всего тем, что азербайджанская сторона полностью контролировала территорию, где погибли жители Ходжалы, и имела возможность проводить беспрепятственную и неограниченную видео- и фотосъёмку как самого места, так и погибших».

Видно, как в одном предложении рождаются сразу два мифа: 1 — место видеосъемки было единственным местом гибели ходжалинцев; 2 — эту территорию контролировали азербайджанцы. Никаких ссылок не приводится — это «общепринятый факт»; делается расчет на то, что читатель не в курсе событий и не имеет желания проверить информацию.

Однако данные международных организаций и независимых журналистов свидетельствуют о том, что бежавшие от резни ходжалинцы расстреливались практически по всему маршруту.

Вот несколько выдержек из доклада «Мемориала»:

«Большой поток жителей устремился из города вдоль русла реки. В некоторых группах беженцев находились вооруженные люди из гарнизона города. Эти беженцы, идущие по «свободному коридору», на территории, примыкающей к Агдамскому району Азербайджана, были обстреляны, в результате чего много людей погибло. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись. Бегущие натыкались на армянские заставы и подвергались обстрелам».

Итак, в том месте где была проведена видеосъемка было обнаружено лишь несколько десятков тел, из более чем 600 жертв Ходжалинской бойни. Это видно и на кадрах съемки, об этом же пишет и «Мемориал».

Обнаруженные на месте видеосъемки тела принадлежали тем, кто сумели вырваться из устроенной около Нахичеваника бойни и устремился в Агдам, но были настигнуты армянскими боевиками в нескольких километрах от Агдама.

«Официальные должностные лица НКР сообщили наблюдателям «Мемориала», что «с их разрешения в Агдам было вывезено 120-130 трупов»

Часть погибших составляют тяжелораненые, которые дошли до Агдама, но спасти которых врачам не удалось.

Остальные тела передавались в течение следующих месяцев, поскольку для армянской стороны они стали предметом бизнеса.

Американский журналист Томас Гольц в своей книге «Карабахский дневник» описывал, как тела погибших азербайджанцев выкупались у армянской стороны за бензин.

Отзыв novruz 30.06.2012

Часть тел так и не были возвращены. В том числе не были возвращены тела погибших при артобстреле в самом Ходжалы. Ведь, согласно «Мемориалу», «армянская сторона практически отказалась предоставить информацию о количестве погибших таким образом людей».

Отзыв novruz 05.07.2012

Второй миф – миф о том, что точка видеосъемки контролировалась азербайджанской стороной, также легко опровержим.

Армянские войска на тот момент контролировали городок Аскеран, находящийся в 5-6-ти километрах от Ходжалы. Азербайджанские войска контролировали Агдам, находящийся в 10-ти километрах от Аскерана. Место видеосъемки располагается приблизительно в середине между Аскераном и Агдамом.

Вертолеты азербайджанских ВВС подвергались постоянному плотному обстрелу с армянской стороны, и лишь мужество пилотов позволило вывезти тела.

Обратимся к свидетельствам независимых журналистов.

Корреспондент газеты «Известия» В. Белых приводит свидетельство пилота вертолёта российских ВВС, майора Леонида Кравца:

«Мы летали, чтобы забрать трупы. С нами был местный капитан милиции. Он увидел там своего четырёхлетнего сына с раздробленным черепом и тронулся рассудком. У другого ребенка, которого мы успели подобрать, прежде чем нас стали обстреливать, была отрублена голова. Изувеченные тела женщин, детей и стариков я видел повсюду».

Первая попытка опуститься на место потерпела неудачу, именно из-за обстрела.

Российский телерепортер Юрий Романов пишет:[10]

«Вдалеке, почти на границе видимости, темнеют фигурки людей, одетых в армейский камуфляж, которые, словно из шлангов, поливают наш вертолет автоматными очередями… От них к вертолету тянутся красные пунктиры. Один из сопровождающих нас милиционеров вскрикивает и бледнеет. Пуля, пробив обшивку вертолета, попадает ему в бедро».

Об обстреле свидетельствует и HRW:

«Начиная с 27 февраля, азербайджанские вертолеты привозили персонал, который пытался собрать трупы и помочь раненным. Некоторые члены команды спасения были одеты в камуфляжную форму и находились под постоянным обстрелом с армянской стороны».

На кадрах видеосъемки с первого вылета видно, как спасатели, пригнувшись и не выпуская оружия, перебегают из одной лощины в другую, пытаясь собрать тела. Однако огонь с армянской стороны заставил их отступить.

Эти два мифа, которые создатели сайта постарались незаметно «сотворить» — о единственном месте гибели ходжалинцев, и о том, что эта территория контролировалась азербайджанской стороной — играют большую роль в их последующей «аргументации».

Вернемся к сайту. Итак, там написано:

«Рассмотрим документальную базу, которая используется Азербайджаном для доказательства и демонстрации своей версии событий в Ходжалы».

После этой фразы можно было ожидать, что армянская сторона начнет рассматривать реальную документальную базу. Например, доклады Human Rights Watch или организации «Мемориал», свидетельства журналистов лондонской «Таймс», американской «Вашингтон Пост», российской газеты «Известия» и других изданий. Можно было ожидать, что будет рассмотрена вся фото- и видеобаза с мест событий, а также читателю предложат ознакомиться с опубликованными мемуарами жены и брата Монте Мелконяна.

Также могли быть рассмотрены свидетельства самих ходжалинцев, запротоколированные представителями правозащитных организаций сразу после трагедии.

Однако следующая фраза показывает, что эти ожидания были напрасными.

«Попробуем на сей раз отойти от стандартных ссылок на источники «pro» и «contra» и опереться на фактологические материалы, а именно: фотографии и видеохронику».

Во-первых, было бы на самом деле интересно ознакомиться с независимыми источниками «contra». Потому что даже армяне диаспоры, как показано выше, не придерживаются «армянской правды о Ходжалы».

Во-вторых – с каких пор свидетельства очевидцев перестали считаться фактологическим материалом? Тем более свидетельства нейтральных журналистов и правозащитников. Понимают ли авторы сайта значение слова «фактологический»?

К сожалению, вопросы остаются риторическими.

Отзыв novruz 06.07.2012

Итак, в качестве «азербайджанской документальной базы» армяне предоставили читателю 15 фотографий, призванных, согласно обещанию армянских СМИ, раскрыть глаза читателю на правду о Ходжалы.

7 фотографий из 15-ти, которые армяне представили в качестве доказательства фальсификации, не имеют никакого отношения ни к геноциду азербайджанцев, ни к азербайджанской документальной базе.

Откуда они взяты? Армянская сторона сама указала источники: болгарский форум, российский форум, иранский блог и несколько частных азербайджанских сайтов.

Интересна логика — получается, что если взять десяток фотографий, не имеющих отношения к Холокосту, и разбросать их в мировой паутине под видом фотографий Холокоста, то можно с легкостью создавать сайт, доказывающий на этом примере, что Холокоста не было вообще, или что евреев Германии убили евреи.

С другой стороны, можно удивиться тому, что «добыча» разоблачителей оказалась столь мала. Ведь простой поиск в интернете позволит найти сотни подобных «фальсификаций» на всяких блогах, форумах и частных сайтах по любому подобному трагическому событию 20-30-летней давности».

Лишь одно фото из семи попало на сайт с сайтов азербайджанских электронных СМИ.

http://www.fotolinker.ru/show-image.php?id=3a00283c9

Нам сложно судить об источнике этой фотографии и о том, каким образом она попала на страницы азербайджанских Интернет-изданий. Возможно, это вызвано схожестью фотографии с теми фото- и видеокадрами, которые были сделаны с мест Ходжалинской резни.

Вместо того, чтобы обратиться к официальным азербайджанским источникам и документам, армянская сторона решила осуществить поиск в мировой паутине, блогах и форумах в надежде выудить то, что на самом деле может служить лишь демонстрацией лени интернет-юзеров, блоггеров и веб-мастеров, не использовавших фотографии, опубликованные в официальных азербайджанских документах.

Реальные фотографии Ходжалинских событий намного более впечатляющи. И ужасающи.

Налицо использование старой доброй тактики 1997-го года. Расчет берется на то, что непосвященный читатель воспримет представленные фотографии как всё, что имеется у азербайджанской стороны.

Остальные представленные фотографии имеют непосредственное отношение к геноциду азербайджанцев, осуществлявшимся армянским руководством.

Эти две фотографии из другой серии. На них изображены азербайджанские дети, пострадавшие в результате устроенного армянами теракта — взрыва автобуса в 1989-м году.

http://www.fotolinker.ru/show-image.php?id=c5a7df888

В азербайджанской документальной базе (и на офицальных сайтах) эти фотографии (как и многие другие), вместе с фотографиями жертв Ходжалинской резни, включены в общую базу фотографий, свидетельствующих о геноциде азербайджанцев.

Естественно, нередки случаи, когда те, кто не посвящен во все страницы ужасной трагедии азербайджанского народа, происходившей в 1987-1994 годах, может решить, что все фотографии имеют отношение к Ходжалы. И задачей азербайджанских экспертов является разъяснение, что Ходжалы лишь один в длинном ряду случаев, когда азербайджанцы становились жертвами армянских боевиков и террористов.

И, наконец, последующие 5 фотографий действительно имеют отношение к реальной документальной базе Ходжалинской трагедии.

Однако и здесь виден расчет на то, что читатель не имеет представления о точке зрения на Ходжалинскую резню азербайджанской стороны и правозащитных организаций.

Были представлены кадры первой и второй видеосъемок Чингиза Мустафаева, которые были проведены с разницей в два дня. Создатели сайта пытаются доказать, что, «оказывается», несколько тел были изуродованы и скальпированы в этот промежуток времени. Непосвященный читатель, не смотревший видеосъемок, может решить, что армянской стороной выявлен «тщательно скрываемый факт».

Однако азербайджанская сторона постоянно напоминает об этом факте, да и Чингиз Мустафаев говорит об этом в кадрах, облетевших весь мир.

Отзыв novruz 14.07.2012

Создатели сайта также не упоминают о том, что скальпирование тел было зафиксировано и во время первого прилета, сразу после событий.

HRW сообщает[11], что спасательная группа и французский журналист[12] сообщили о наблюдении скальпированных и изуродованных тел в первый прилет Чингиза Мустафаева на место трагедии.

Согласно докладу Мемор иала, зафиксирован также случай скальпирования живого человека.

Российский телеоператор Юрий Романов также свидетельствует о случае, когда у 6-летней выжившей девочки окурками были выжжены глаза.

Журналист Томас Гольц свидетельствует о том, что множество раненых имели ножевые ранения.

Но создатели сайта об этих фактах умалчивают.

Естественно, обывателю сложно представить, как могут люди в конце 20-го века снимать скальпы с живых людей, уродовать тела погибших и, более того, возвращаться на место бойни, чтобы «добрать» новые скальпы и другие «сувениры».

Как мы упоминали, официальные представители «НКР» объясняли представителям «Мемориала», что зверства имели место потому, что среди армянских боевиков «есть озлобленные люди».

Однако Маркар и Сета Мелконян дают нам более наглядное представление о нравах, царивших среди армянских «героев»:

«В ноябре 1990 года Кечял похитил молодого активиста из Азербайджанского Народного фронта из пограничной деревни. Молодой азербайджанец, Саид, в течение месяца был прикован цепью к стене дачи недалеко от Еревана. В канун нового 1991года, Кечял и пара товарищей, включая местного полицейского и их друга Ардага, приволокли своего пленника к вершине Ераплюра, холма с кладбищем недалеко от Еревана. Там они пинками поставили Саида на колени под крону дерева рядом с могилой боевика по имени Харут. Затем Кечял, отец троих детей, начал резать горло Саида тупым ножом. Сначала Саид кричал, но через некоторое время крик сменился стоном и бульканьем. В конце, когда Ардаг не мог больше слушать, он положил этому конец, вонзив нож в грудь Саида. Они выпустили кровь Саида над могилой Харута и затем ушли».

На сайте xocali.net размещены также размышления о фотографиях одной из погибших девочек. Создатели сайта, представляя черно-белое фото высокой контрастности, пытаются доказать, что рана на ноге девочки была нанесена позже, так как на фото не видна гематома, хотя на менее контрастных кадрах с мест событий видны и гематома, и рана.

Тело девочки пытались забрать еще в первый прилет, чему помешал обстрел. Одеяло, снятое для демонстрации раны на ноге, пытаются выставить попыткой обвинить армян в изнасиловании трехлетней девочки, хотя подобных обвинений ни в прессе, ни в официальных посланиях не звучало.

Фотографии уже истлевших тел, выкупленных спустя продолжительное время у армянской стороны, пытаются представить в качестве доказательства того, что азербайджанская сторона выкопала тела из могил, чтобы доказать гибель людей.

Характер армянской аргументации на удивление одинаков. Естественно, несколько десятков фотографий и видеокадров, разбивающих аргументацию создателей сайта, читателю не демонстрируется.

Отзыв novruz 17.07.2012

ВЫВОДЫ

Итак, очевидно, что с 1997-го по 2010-й год ситуация практически не изменилась. Армянская пресса и государственные органы, ведомые «карабахским кланом», продолжают заниматься замалчиванием и искажением многочисленных независимых свидетельств Ходжалинской трагедии, описаний и хронологии событий, десятков фото- и видеокадров, вырыванием из контекста отдельных слов и отдельных фотографий из Интернета.

На армянских сайтах вы не найдете полных докладов Human Rights Watch и «Мемориала», не увидите всего комплекта фото- и видеобазы, не сможете прочесть о том, о чем сообщали Томас Гольц в «Washington Post», Анатоль Ливен в «Times», Белых в «Известиях», Рори Пек в «Frontline news», Хелен Уомак в «The Age», Фредерик Ланген в «Reuters», французский журналист Жан Ивс Жанет и многие другие.

Тщательно скрывается и книга, написанная Маркаром и Сетой Мелконянами. В отличие от десятков других книг, изданных армянской диаспорой, она не переводится полностью на русский и армянский языки.

Таким образом, армянской стороной замалчивается все то, о чем известно официальным лицам стран мира и представителям международных организаций. Армянскую сторону не беспокоит высказываемое ими недоумение действиями армян в отношении ходжалинцев, она целенаправленно обходит главные черты трагедии, сосредотачиваясь на второстепенных деталях и последовательно искажая их.

Очевидно то, что, как в 1997-м, так и в 2010-м годах, основным потребителем «армянской правды» остается армянский обыватель, и если бы армянскую сторону интересовало мнение других стран и международных организаций, она была бы более избирательна в своих пропагандистских методах.

В то же время можно заметить, как менялась официальная трактовка событий с 1992-го по 1997-й годы, и все это происходило параллельно с укреплением власти «карабахского клана» в Армении. Как правило, армяне, находящиеся вне Армении, продолжают придерживаться того же видения, которого изначально придерживались карабахцы.

Из этого следует, что «армянская правда о Ходжалы» — продукт, эксклюзивно созданный для «внутреннего» употребления, и держится исключительно на власти «карабахского клана». Следует ожидать, что, как только преступники, виновные в геноциде азербайджанского народа, потеряют свои кресла и в армянском обществе пройдут демократические перемены, свобода слова развеет эту «правду» по ветру.

Вряд ли можно ожидать, что это произойдет в ближайшее время. Также следует учитывать, что даже в условиях свободы слова сознание армянского общества, зомбированного внутренней пропагандой в течение нескольких десятков лет, не сразу окажется способным трезво воспринимать правду, и этот процесс будет долгим и болезненным.

Поэтому азербайджанская сторона должна, не дожидаясь «отрезвления» армянской стороны, добиться осуждения и наказания преступников.

Ходжалы – одна из самых ужасных трагедий 20-го века. На сегодняшний день большинство тех, кто участвовал в этом преступлении, смогли избежать возмездия, но настанет день, и им придется ответить перед судом. Судом азербайджанского народа.

Отзыв novruz 28.07.2012

Тщательно скрывается и книга, написанная Маркаром и Сетой Мелконянами. В отличие от десятков других книг, изданных армянской диаспорой, она не переводится полностью на русский и армянский языки.

Таким образом, армянской стороной замалчивается все то, о чем известно официальным лицам стран мира и представителям международных организаций. Армянскую сторону не беспокоит высказываемое ими недоумение действиями армян в отношении ходжалинцев, она целенаправленно обходит главные черты трагедии, сосредотачиваясь на второстепенных деталях и последовательно искажая их.

Очевидно то, что, как в 1997-м, так и в 2010-м годах, основным потребителем «армянской правды» остается армянский обыватель, и если бы армянскую сторону интересовало мнение других стран и международных организаций, она была бы более избирательна в своих пропагандистских методах.

В то же время можно заметить, как менялась официальная трактовка событий с 1992-го по 1997-й годы, и все это происходило параллельно с укреплением власти «карабахского клана» в Армении. Как правило, армяне, находящиеся вне Армении, продолжают придерживаться того же видения, которого изначально придерживались карабахцы.

Из этого следует, что «армянская правда о Ходжалы» — продукт, эксклюзивно созданный для «внутреннего» употребления, и держится исключительно на власти «карабахского клана». Следует ожидать, что, как только преступники, виновные в геноциде азербайджанского народа, потеряют свои кресла и в армянском обществе пройдут демократические перемены, свобода слова развеет эту «правду» по ветру.

Вряд ли можно ожидать, что это произойдет в ближайшее время. Также следует учитывать, что даже в условиях свободы слова сознание армянского общества, зомбированного внутренней пропагандой в течение нескольких десятков лет, не сразу окажется способным трезво воспринимать правду, и этот процесс будет долгим и болезненным.

Поэтому азербайджанская сторона должна, не дожидаясь «отрезвления» армянской стороны, добиться осуждения и наказания преступников.

Ходжалы – одна из самых ужасных трагедий 20-го века. На сегодняшний день большинство тех, кто участвовал в этом преступлении, смогли избежать возмездия, но настанет день, и им придется ответить перед судом. Судом азербайджанского народа.

Примечания:

1 — http://www.un.org/documents/ga/docs/52/plenary/a52-85..

2 — http://hrw.org/english/docs/1997/03/24/azerba16933.htm

3 — http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_4673..

4 — http://www.memo.ru/hr/hotpoints/karabah/HOJALY/CHAPTE..

5 — «Убийцы должны понести суровое наказание» Газета “Мецамор”, 2008 г.декабрь, N% 14
http://www . louysworld . com/2009/12/14/убийцы-должны-понести-суровое-наказа/

6 — http://armenianhouse.org/mshakhnazaryan/docs-ru/khoja..

7 — Доклад международной правозащитной организации Human Rights Watch http://books.google.com/books?id=ywAU3VomIpkC&lpg..

8 — М.Мелконян. «Путь моего брата». Перевод на русский язык — http://atc.az/index.php?newsid=1413

9 — Названия армянских отрядов (прим. ред)

10 — http://www.library.cjes.ru/online/?b_id=25

11 — http://books.google.com/books?id=ywAU3VomIpkC&lpg..

12 — Жан Ивс Жанет

Народ помнит всё.

Отзыв novruz 03.08.2012

Отчет полковника В.Савельева, командир отдела контрразведки части номер 02270, корый был получен сотрудником Главного Разведывательного Управления Кузнецовым. «В ночь с 25 на 26 февраля Ходжалы был уничтожен» «…Я не могу не написать этого. Не имею желания умалчивать эти факты, которые происходили на моих глазах. Не могу забыть изрешеченные пулями тела матерей и детей, беременных женщин. Пусть азербайджанцы простят меня за то, что я не смог ничего предпринять во время тех кровавых событий. Я только послал секретную справку в Кремль и генералам Минобороны. Я написал им: «Прочитайте и увидите, как запятнали честь российского офицера»… 366-го мотострелкового полк, который был вовлечен в межнациональный конфликт

Отзыв nikolaj 04.08.2012

Российская версия (вернее, одна из версий, наверное) тех событий.

Мяло К.Г. Россия и последние войны XX века (1989-2000). К истории падения сверхдержавы. М., 2000.

/Карабахское командование стремилось во что бы то ни стало ликвидировать расположенный здесь азербайджанский плацдарм и тем самым разблокировать дорогу, соединяющую Степанакерт с пригородными селами. 15 февраля 1992 года карабахцы, заняв позицию в западной части села, потребовали от азербайджанцев покинуть его, обещая предоставить коридор.
О том, что произошло дальше, а особенно в ночь с 26 на 27 февраля, стороны рассказывают по-разному. Согласно армянской версии событий, всю ответственность за массовую гибель мирных жителей несут азербайджанские военные, использовавшие их в качестве живого щита, под прикрытием которого они возобновили обстрел Степанакерта. По азербайджанской же версии — армяне нарушили свое обещание предоставить свободный коридор и расстреляли поверивших им людей, число жертв среди которых заметно превысило цифру 20, называемую армянами. (Эта версия получила художественное воплощение в рассказе азербайджанского писателя Анара «Номер в отеле».)
Армяне полагают, что здесь имела место кровавая провокация со стороны азербайджанского Народного фронта, использовавшего события в Ходжалы для свержения президента Аяза Муталибова и прихода к власти самой радикальной части народофронтовцев во главе с Абульфазом Эльчибеем. И, в общем, того же мнения придерживается и сам Муталибов — лицо, безусловно, не заинтересованное в демонизации своей страны и своего народа, образ которых и так пострадал вследствие погромов в Сумгаите и Баку. А ведь Ходжалы потрясало воображение прежде всего уголовным характером примененного здесь террора.
Муталибов в своем интервью, данном «Независимой газете» по горячим следам событии (2 апреля 1992 года), не только не отрицал этого, но и объяснил потрясающую жестокость убийц именно внутриазербайджанской политической мотивацией.
«Вопрос. Что вы думаете о событиях в Ходжалы, после которых вы ушли в отставку? Трупы ходжалинцев были найдены недалеко от Агдама. Кто-то сначала стрелял в ноги, чтобы они не могли уйти дальше. Потом добивали топором. 29 февраля мои коллеги снимали их. Во время съемок 2 марта эти же трупы были скальпированы. Какая-то странная игра….
Ответ. Как говорят те ходжалинцы, которые спаслись, это все было организовано для того, чтобы был повод для моей отставки. Какая-та сила действовала для дискредитации президента. Я не думаю, чтобы армяне, очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить разоблачающие их в фашистских действиях документы. Можно предположить, что кто-то был заинтересован в том, чтобы потом показать эти кадры на сессии ВС и все сфокусировать на моей персоне…»
К тому же, напомнил Муталибов, еще до событий в Ходжалы он отдал и по нему, и по Шуше распоряжение немедленно вывозить женщин и детей в случае угрозы оккупации или блокады. Однако в Ходжалы оно почему-то не было исполнено./

Собственно, по версии автора:
/«Рука из тени» здесь слишком очевидна — как была она очевидна в Сумгаите и Баку, Тбилиси и Вильнюсе, как позже будет очевидна в Самашках, Буденновске и Алхан-Юрте…/

Отзыв novruz 18.08.2012

«Мы — свидетели Ходжалинской трагедии. Мы своими глазами видели изуродованные тела защитников Ходжалы, сотен мирных жителей — женщин, детей, стариков… Мы не смогли закончить съемки из-за обстрела нашего вертолета армянами. Но увиденное с высоты было достаточным для представления о причиненных зверствах. Это была ужасающая картина. Армяне, зверски расправившиеся с 5-6-летними детьми, грудными младенцами, беременными женщинами, не сравнимы ни с какими убийцами».
Свидетель Ходжалинской трагедии французский журналист Жан Ив Юнет.

Отзыв novruz 21.08.2012

…Есть пленные. Однако, они уже не пригодны для жизни. Зимой по утрам их выводят босыми на снег и лед. Обливают с головой холодной водой, разбивают о головы бутылки, потом опять отправляют в камеры. Настоящие же пытки начинаются после этого. Ломают пальцы между дверьми, при криках бьют резиновыми дубинками. Многие, не вынеся пыток, сойдя с ума, умирают. Когда мы захватили очередное село, видел, как один армянин разрубил надвое живого ребенка. Затем частью тела шлепал по лицу и голове мать, так что она, окровавленная, потеряв рассудок, начала смеяться.
Газетa «Московский комсомолец» 29.01.1994. Из статьи «Нефтяной синдром».

Отзыв novruz 26.08.2012

Конфликт в Нагорном Карабахе — хорошо запланированная, заранее подготовленная акция, осуществление которой возлагалось на долю коммунистических руководителей Армении… Лидеры «Движения Карабах», гипертрофировав самоопределения нации, довели его до такой степени, после чего начинается сепаратизм.
Федор Шеллов-Ковердяев — бывший I заместитель министра иностранных дел России, адвокат.

Отзыв novruz 29.08.2012

Леонид Кравец, майор:
«…26 февраля я вывозил из Степанакерта раненых и возвращался обратно через Аскеран. В глаза бросились внизу какие-то яркие пятна. Снизился, и тут мой бортмеханик закричал: «Смотрите, там женщины и дети». Да я и сам уже видел около двухсот убитых, разбросанных по склону, среди которых бродили люди с оружием… Потом мы летали, пытались забрать трупы. С нами был местный капитан милиции, забыл его имя. Он нашел там своего четырехлетнего сына с раздробленным черепом и тронулся рассудком. У другого ребенка, которого мы успели подобрать, прежде чем нас стали обстреливать, оказалась отрублена голова. Изувеченные тела женщин, детей, стариков я видел повсюду…»

Отзыв novruz 04.09.2012

Выдержки из книги З.Балаяна «Воскрешение души нашей»
«Воскрешение», Ванадзор, 1996, стр. 260-262 :

«… но только армянин, сердце чего народа было вырвано и брошено в огонь горя, может испытать гордость и удовлетворение от этих строк.
Я также занимался по велению чести гражданина и священного мужского долга расправой над этим смердящим монгольским отродьем.
Когда мы с Хачатуром вошли в подвал где их держали, наши солдаты уже пригвоздили за локти ребенка к оконной раме. Чтобы он не делал много шума, Хачатур втиснул (при переводе так же запихнул ему в рот отрезанную грудь его убитой матери. Затем я сделал с этим 13-летним турком то, что его предки делали с нашими детьми. Я содрал него скальп и кожу с груди и живота. Он умер от потери крови через 7 минут. Я как врач по первой специальности — гуманист(?!) и потому не испытывал счастья от того, что сделал это с ребенком. Но душа мая ликовала от — того, что хоть на сотую долю отомстил за боль своего народа.
Хачатур разрубил тело на части и кинул собакам, от каких этот турок был рожден. Вечером мы сделали то же еще с тремя из тюркского отродья. Но я исполнял долг армянина, патриота и гражданина. Хачатур тоже порылся потом. И я увидел в его глазах, а потом и у остальных борьбу мести и сильного гуманизма(?!). А затем майор Сурен , мой друг детства, сказал : «Мы не звери, но мы должны сохранять холодное сердце. Души жертв, павших от рук турков — палачей, должны быть успокоены.»
На следующий день мы пошли в церковь, молились за души тех кто пал в 1915 году, и прося очистить наши души от той скверны, что мы видели вчера (видели или творили ?!). Но мы смогли очистить Ходжалы от той, другой, 30(?!) — тысячной скверны, захватившей эту часть нашей Родины.
Затем у Сурена дома, пока его жена разливала Джемрук, Хачатур сказал усталым голосом : «Армяне обязаны освободить родную землю и продолжить восстановление величия Армении. На небесах нам это зачтется, и совесть будет чиста перед предками, ибо мы выполним долг. И я не смог не согласиться».

Отзыв novruz 05.09.2012

Выдержки из книги Дауда Хейрияна «Во имя Креста». Бейрут-2000
(На страницах 19-76. Он повествует о бойне в Ходжалы.) :

Страница 26: «…Этим морозным утром нам пришлось соорудить мост из мертвецов, чтобы пересечь в длину километровое болото близ Дашбулага. Я не захотел идти по трупам. Тогда подполковник Оганян подал мне знак, чтобы я не боялся. Это один из законов войны. Я ступил на грудь окровавленной девочки 9-11 лет и шагнул. Мои ботинки, брюки были в крови. И так я прошел около 1200 тел.»
На страницах 62-63 : «…2-го марта армянская группа Гафлан (занималась сожжением трупов) собрала около 2000 трупов поганых монголов (тюрков) и сожгла их отдельными кучами в километре к западу от Ходжалы. В последнем грузовике я увидел девочку лет 10, раненную в шею и руки. Пригляделся повнимательнее и увидел, что она тихонько дышала. Несмотря на мороз, голод и полученные раны ребенок был еще жив. Я никогда не забуду глаза этого ребенка борющегося со смертью!
Потом один из солдат , которого звали Тиграняном взял её за уши и поволок к куче уже облитой мазутом. Затем их подожгли. И тут я услышал как в этом массиве кто-то кричит, прося о помощи. Я не смог идти дальше. Но я хотел освободить от проклятых всеми святыми турков и Шушу. Поэтому я вернулся. А они продолжили свой путь во имя Креста …»

Отзыв novruz 09.09.2012

Вардан Арутюнан, Армения :

«Опять соседи объявлены врагами, опять мы превратились в чужой форпост и ищем спасение за рубежом. Нас ждет очередное поражение.»
http://southcaucasus.com/print.php?id=81

Отзыв anastasi 21.10.2012

Так им и надо.
Они в 90-е массовую резню русских и армян устраивали

Отзыв nikolaj 30.11.2012

«А у них негров линчуют» (с)
Анастасия, то, что Вы пишете, к событиям в Ходжале, если и мело отношение, то очень косвенное, поэтому лучше этот вопрос в данной теме не развивать (можно в отдельной теме, если есть желание).

Ваш отзыв