источники

Автор: . 07 Апр 2012 в 11:42

Меня интересуют исторические источники, которые могут попасться в С части, и в Б тоже. Мне встречались легкие выдержки из оригинала, по которым можно догадаться о чем идет речь. Но были и такие, что в голову ничего не лезло.
Может у кого-нибудь есть на помощь?

Рубрики: вести

Обсуждение
Отзыв anna 04.05.2012

хрестоматия Орлова (учебник МГУ) — там все документы, встречающиеся в С

Отзыв mira 10.05.2012

именно хрестоматия?
в учебнике точно ничего нет. он передо мной)

Отзыв marija 15.05.2012

да-да, хрестоматия)
ну насчет всех документов, встречающихся в С, Анна, вы явно переборщили)). Так скажем в этом пособии есть те источники, которые могут попасться на вариантах ЕГЭ

Отзыв sergej 24.05.2012

600 страниц в этой хрестоматии) Жесть

Отзыв pavel 06.06.2012

Круг основных документов не так уж широк — тех, которые надо узнать в части «В». В части «С» могут быть разные тексты, тут надо думать и учиться работать с документами. Смотрите также в темах, посвящённых заданиям части «С», датам и терминам, «Кодификатор» и других.

Отзыв pavel 08.06.2012

Некоторые документы, исторических деятелей можно назвать.
Так, при подготовке материалов по истории Древней Руси необходимо обратить внимание на характеристику таких деятелей, как Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Креститель, Ярослав, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Александр Ярославич. В числе документов и литературных произведений этого периода – договоры руси с греками 907, 912 и 941 гг.; «Русская правда»; договор князей в Любече 1097 г.; «Повесть временных лет»; «Поучение» Владимира Мономаха; «Слово о Полку Игореве».
При изучении Московского государства 14 – 16 вв. должна быть дана характеристика князей Даниила Московского, Юрия и Ивана Даниловичей, Михаила Тверского, Дмитрия Донского, Василия Тёмного, Ивана III, Василия III, Ивана IV, Андрея Курбского, Фёдора Ивановича, Бориса Годунова; Сергия Радонежского, Андрея Рублёва.
Россия в 17 в. может быть представлена фигурами Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Ивана Болотникова, Михаила Романова и его отца патриарха Филарета, царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, царя Фёдора Алексеевича, царевны Софьи.
Из исторических источников и произведений этого периода надо уметь характеризовать договоры между Москвой и Литвой 1372 г. и Москвой и Тверью 1375 г.; «Судебник» Ивана III; послание Филофея Василию III; «Стоглав» и «Судебник» 1550 г.; «Домострой»; указ царя Фёдора Ивановича о беглых крестьянах 1597 г.; «Соборное Уложение» 1649 г.; постановление земского собора 1653 г.; условия Деулинского перемирия 1618 г. и Столбовского мира 1617 г., Андрусовского перемирия 1667 г. и мира 1686 г.

Отзыв pavel 11.07.2012

Изучение истории России 18 в. требует характеристики Петра I и деятелей, составлявших его ближайщее окружение – А.Д. Меншикова, Екатерины I, Пётра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, М.В. Ломоносова, Пётра III, Екатерины II, А.В. Суворова, Павла I. Из исторических источников этого периода следует обратить внимание на петровские указы: о создании губерний (1708 г.) и Сената (1711 г.), введении подушной подати (1718 г.), создании коллегий (1718 – 1720 гг.), Синода Русской Православной Церкви (1721 г.), разрешении покупки крестьян к заводам (1721 г.), «Табель о рангах» (1722 г.), закон о престолонаследии (1722 г.); «Правда воли монаршей» (1722 г.); указ об учреждении Верховного Тайного Совета 1726 г.; «Кондиции» 1730 г.; «Манифест о вольности дворянской» 1762 г., «Наказ» Екатерины II Уложенной Комиссии; «Учреждения для управления губерний» 1775 г., «Устав благочиния» 1782 г., «Жалованные грамоты» дворянству и городам 1785 г.; «Путешествие из Петербурга в Москву»; условия Кючук-Кайнарджийского мира 1774 г. и Ясского мира 1791 г., разделов Польши 1772, 1793, 1795 гг.

Отзыв pavel 15.07.2012

Изучение истории России в 19 в. требует характеристики таких фигур, как Александр I, М.М. Сперанский, М.И. Кутузов, Николай I, Александр II, Александр III, К. П. Победоносцев, С.Ю. Витте, Николай II. Из источников этого периода необходимо характеризовать содержание и значение таких документов, как указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г.; «Положение об устройстве учебных заведений» 1803 г.; Университетский устав 1804 г.; «Введение к уложению государственных законов» 1809 г.; Манифест о создании Государственного Совета 1810 г.; «Записка о древней и новой России» 1811 г.; «Общее учреждение министерств» 1811 г.; конституции Финляндии (1809 г.) и Царства Польского 1815 г.; речь Александра I на открытии Польского сейма 1818 г.; «Государственная уставная грамота Российской империи» 1818 г.; «Русская Правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьёва; «Основные законы Российской империи» 1832 г.; «Философические письма» П.Я. Чаадаева 1836 г.; «указ об «обязанных крестьянах» 1842 г.; указ о праве крестьян выкупаться на волю при продаже имения с торгов 1847 г.; Манифест 19 февраля 1861 г.; «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г.; судебные уставы 1864 г.; «Городовое положение» 1870 г.; Устав о воинской повинности 1874 г.; программы организаций «Земля и воля» и «Народная воля»; Манифест Аленксандра III о незыблемости самодержавия 1881 г.; циркуляр 1887 г. «о кухаркиных детях»; «Положение о земских участковых начальниках» 1889 г.; условия Тильзитского 1807 г. мира, Венского конгресса 1815 г., Туркманчайского мира 1827 г., Лондонские конвенции 1827, 1840 и 1841 гг., Адрианопольский договор 1829 г., Ункяр-Искелесийский договор 1833 г., Парижский трактат 1856 г., решения Лондонской конференции 1871 г., русско-английской соглашенние 1873 г., русско-германская и русско-австрийская конвенции 1873 г., Сан-Стефанский и Берлинский договоры 1878 г., Айгуньский 1858 г. и Пекинский 1860 г. договоры с Китаем; Симодский 1855 г. и Петербургский 1875 г. договоры с Японией, австро-русско-германский «Союз трёх императоров» 1881 г., русско-французское соглашение 1894 г. и договор 1894 г., русско-китайский и русско-японский договоры 1896 г., Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.

Отзыв pavel 20.07.2012

Изучение истории России 20 в. требует характеристики таких деятелей, как П.А. Столыпин, Г.Е. Распутин, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, А.Ф. Керенский, Л.Г. Корнилов, И.В. Сталин, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин, а также умение анализировать:
программы политических партий; петиция рабочих и жителей Петербурга Николаю II; Манифест 6 августа 1905 г. об учреждении Государственной думы; Манифест 17 октября 1905 г.; «Основные государственные законы» 23 апреля 1906 г.; указ 9 ноября 1906 г.; «Положение о выборах в Государственную думу» 3 июня 1907 г.; Портсмутский мирный договор 1905 г., русско-английское соглашение 1907 г.;
приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов 1 марта 1917 г.; Декларация Временного правительства о программе его деятельности 3 марта 1917 г.; «Апрельские тезисы» В.И. Ленина; нота Временного правительства правительствам союзных держав («нота Милюкова») 18 апреля 1917 г.; выступление А.М. Каледина на Московском Государственном совещании 14 августа 1917 г.; приказ Верховного Главнокомандующего Л.Г. Корнилова № 897 28 августа 1917 г.; радиограмма А.Ф. Керенского к населению России о попытке генерала Л.Г. Корнилова захватить государственную власть 27 августа 1917 г.;
декреты II съезда советов: о мире 26 октября 1917 г., о земле 26 октября 1917 г., об образовании Совета Народных Комиссаров 27 октября 1917 г.; декреты и постановления советской власти: о печати 27 октября 1917 г.; о восьмичасовом рабочем дне 29 октября 1917 г.; о рабочем контроле 14 ноября 1917 г.; о суде 22 ноября 1917 г.; об учреждении ВСНХ 2 декабря 1917 г.; о создании ВЧК 7 декабря 1917 г.; о национализации банков 14 декабря 1917 г.; о роспуске Учредительного собрания 6 января 1918 г.; об организации РККА 15 января 1918 г.; об отделении Церкви от государства 20 января 1918 г.; о красном терроре 5 сентября 1918 г.; о превращении Советской республики в военный лагерь 2 сентября 1918 г.; об объединении советских республик для борьбы с мировым империализмом 1 июня 1919 г.; о продовольственной развёрстке 11 января 1919 г.; об организации деревенской бедноты 11 июня 1919 г.; о борьбе с неграмотностью; Декларация прав народов России 2 ноября 1917 г.; Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 12 января 1918 г.; Брестский мир; Конституция РСФСР 1918 г.; «Положение о школе» 1918 г.; «Наказ» А.И. Деникина представителям Добровольческой армии о целях её борьбы; приказ о земле П.Н. Врангеля; резолюция общего собрания команд кораблей, дислоцированных в Кронштадте 1 марта 1921 г.; условия Брестского мирного договора 1918 г., англо-французская конвенция 1917 г.;

Отзыв pavel 25.07.2012

декрет ВЦИК о замене развёрстки натуральным налогом 21 марта 1921 г.; постановления X съезда РКП (б) о продналоге, профсоюзах, о единстве партии; Земельный кодекс РСФСР 1922 г.; декрет ВЦИК о создании ГПУ 6 февраля 1922 г.; Декларация об образовании СССР 30 декабря 1922 г.; Конституция СССР 1924 г.; резолюция XIV съезда ВКП (б) «по отчёту центрального комитета»; постановление ЦИК и СНК СССР о всеобщем обязательном начальном обучении 1930 г.; постановление ЦК ВКП (б) » О темпах коллективизации» 5 января 1930 г.; Примерный устав сельскохозяйственной артели; манифест М.Н. Рютина «Ко всем членам ВКП (б)»; Конституция СССР 1936 г.; мирные договоры РСФСР с Эстонией, Литвой и Латвией 1920 г., Рижский мирный договор 1921 г., советско-английское торговое соглашение 1921 г., Рапалльский мирный договор 1922 г., решения VII конгресса Коминтерна 1935 г., советско-французский и советско-чехословацкий договоры 1935 г., Мюнхенское соглашение 1938 г., советско-германский пакт 1939 г. и договор о дружбе 1939 г.;
план «Барбаросса»; приказ немецкого командования «О поведении войск на Востоке» 10 октября 1941 г.; план «Ост»; указы Президиума Верховного Совета СССР: о переходе на восьмичасовой рабочий день 26 июня 1940 г.; о режиме рабочего времени в военное время 26 июня 1941 г.; о мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения 13 февраля 1942 г.; советско-английское соглашение 1941 г., «Атлантическая хартия» 1941 г., Вашингтонская декларация 1942 г., советско-английский договор и советско-американское соглашение 1942 г., документы Тегеранской, Ялтинской и Берлинской конференций;

Отзыв pavel 05.08.2012

постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» (август 1946 г.); решения сентябрьского (1953 г.) и июльского (1955 г.) пленумов ЦК КПСС; доклад Н.С. Хрущёва на XX съезде партии; Конституция 1977 г.; доклад М.С. Горбачёва на Пленуме ЦК КПСС 27 января 1981 г.; решения апрельского 1985 г. пленума ЦК КПСС; закон о государственном предприятии (1987 г.); закон о кооперации в СССР (1988 г.); закон об аренде 1989 г.; постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»; решения XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.); закон об общественных объединениях 9 октября 1990 г.; Ново-Огарёвские и Беловежские соглашения 1991 г.; заявление президента РСФСР Б. Ельцина (октябрь 1991 г.); Конституция Российской Федерации 1993 г.; речь У. Черчилля в Фултоне 1946 г., Стокгольмское воззвание Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира 1950 г., Московский договор о запрещении испытаний атомного оружия 1963 г., Хельсинкское соглашение 1975 г., решение о вводе советских войск в Афганистан (1979 г.), выступление М. Горбачёва в ООН в декабре 1987 г.

Отзыв sergej 26.08.2012

Мне вот репетитор сказал, что Орлов — фигня и надо брать Милолва. Павел, Ваше мнение особенно интересно

Отзыв pavel 30.08.2012

Сергей, дело не в учебнике, а в человеке. Готовиться можно по разным книгам. Орлов фактографичен. А вообще-то задания ориентируются на школьные учебники.
Подробнее — тема «Что читать».

Отзыв olga 21.01.2013

Самый лучший учебник Данилов-Косулина. Как база. Причины-следствия можно самому вывести. Но есть люди, у кого проблемы с аналитикой и им надо именно заучить причины следствия с чего-то готового. Тогда Орлов. Надо смотреть, с чем проблемы у тебя лично. По своему опыту могу сказать, что учебник, точнее методическое пособие для подготовки к ЕГЭ — «Коды отечественной истории» просто перевернуло мое представление о подготовке. Его надо брать за основу, а по предложенным там методам искать во всех учебниках ТОЛЬКО НУЖНУЮ ИНФУ. Сейчас готовлюсь по Фортунатову , и только после него отбираю факты из Данилова-Косулиной.

Кстати, у того же Данилова много источников.

З.Ы: Многие любят таблицы Кириллова, тоже ничего пособие, но его таблицы с таблицами, которые у каждого в голове не всегда совпадают…

Ваш отзыв